Птицы Южной Голландии

May 10, 2016 18:55


Я  - музейный джанки и поэтому в любом самом крошечном городе, где я оказываюсь  -  обязательно посещаю исторический, а еще лучше художественный музей. Я могу не запечатлеть себя на фоне главной площади или старой ратуши или важной статуи, но вот в музей иду всегда. Да, нравится и умиротворяет. А еще меня привлекают необычные произведения, не обязательно работы старых мастеров и не только картины, просто с оригинальными сюжетами или выполненные в интересной технике, а еще лучше, чтоб автор был сильно поехавший или наоборот отчаянно адекватный (по контрасту со своими произведениями) и чтоб работа или создана была при занятных обстоятельствах или приобретена с приключениями. Сегодня я расскажу о птичках, которые живут на потолке в музее одного из городов Южной Голландии.

Город Дордрехт  - маленький, но гордый сосед шумного и многоликого  Роттердама и он  еще удостоится отдельного рассказа, а пока я поведаю  о необычной картине, которую увидела в местном  музее изящных искусств. Картина была закреплена на потолке в небольшом зале и я не заметила ее не сразу. Сейчас  в музее Дордрехта  проходит несколько выставок и одна из них Glass Fever представляет вниманию зрителя лучшие произведения искусства, выполненные в технике художественного стекла и скульптуры. В общем посредине зала в который я забрела стояла  консоль с синими стеклянными голубями  работы Яна Фабра, а по стенам висели  затейливые изображения живой и мертвой дичи в традициях старых мастеров и на одной из них я заметила  указатель -  посмотрите, пожалуйста,  вверх, потому что именно там мы поместили  «Плафон с птицами» работы голландского художника Абрахама Буссхопа, созданный в 1708 году.



Я подняла голову и увидела, что c потолка мне на голову того и гляди упадут  попугай, индюк, цапля и лебедь. Хотя нет же, они заняты делом -  терзают в чем-то провинившегося ворона, который вот-вот распрощается с жизнью и уже поднял свои  лапки вверх.  И небо было на картине все в сизых облаках и дыму. Также на табличке гордо сообщалось, что произведение приобрели в 2011 году при помощи партнеров и меценатов и что оно единственное в своем роде   - декоративное живописное потолочное панно-плафон.


Меня, конечно заинтересовала эта птичья бойня, я удивилась как кому-то  в голову пришло украсить потолок таким сюжетом  и я решила что-нибудь об этой картине прочесть. И вот в результате долгих многоязычных поисков я нашла большую статью 2011 года в нидерландском боевом листке искусствоведа -   бюллетене Vereniging Rembrandt. Оказалось, что приобретение этого птичьего апокалипсиса именно Дордрехтским музеем было не случайным и вообще картина и по сюжету и по исполнению уникальная. В общем, расскажу почему  и как Дордрехтский музей ее покупал.

Ежегодно в марте  кураторы всех нидерландских и европейских музеев, а также представители крупнейших галерей приезжают на самую главную выставку изящных искусств, которая проходит в Нидерландах в городе Маасстрихте - Салон TEFAF.  В 2011 году на Салоне  сотрудники Дордрехтского музея заметили  стене стенда парижской галереи Heim необычную картину большого размера с облачным небом и экзотическими птицами, которая висела фронтально и представляла собой довольно странное зрелище. Кураторы обратили на  ярких птичек внимание, потому что во-первых, работа, как сообщалось в аннотации,   происходила  из Дордрехта и ее создал для оформления местного «купеческого палаццо» дордрехтский мастер Абрахам Буссхоп, а во-вторых, потому что  именно в Дордрехтском музее уже есть роскошная коллекция работ голландского живописца Аерта Шумана  (Aert Schouman), самого известного рисовальщика птиц XVIII века.

TEFAF - грандиозное событие в котором принимает участие более 300 частных галерей и музеев. На него приезжают искусствоведы со всей Европы и проводят друг с другом почти неделю и конечно же музейщики, как и представители любого другого профессионального сообщества,  делятся друг с другом наблюдениями и рекомендациями. Историк искусств из Германии Лизанна Веплер (Lisanne Wepler) обратила внимание нидерландских коллег  на необычный сюжет «птичьего плафона», отметив, что это не просто декоративная работа, а произведение имеющее в основе оригинальный символический сюжет. На картине, по ее мнению, был  изображен сюжет басни Эзопа (Лафонтен и Крылов также переводили ее) о вороне в павлиньих перьях. Текст басни в трактовке  Ивана Андреевича Крылова настолько прекрасен, что не могу его не процитировать здесь целиком.

XXVI. Ворона

‎Когда не хочешь быть смешон,
Держися звания, в котором ты рожден.
‎Простолюдин со знатью не роднися;
‎И если карлой сотворен,
‎То в великаны не тянися,
‎А помни свой ты чаще рост.

-----
Утыкавши себе павлиным перьем хвост,
Ворона с Павами пошла гулять спесиво
‎И думает, что на нее
Родня и прежние приятели ее‎Все заглядятся, как на диво;
‎Что Павам всем она сестра,
‎И что пришла ее пора
Быть украшением Юнонина двора.
Какой же вышел плод ее высокомерья?
Что Павами она ощипана кругом,
И что, бежав от них, едва не кувырком,
‎Не говоря уж о чужом,
На ней и своего осталось мало перья.
Она-было назад к своим; но те совсем‎Заклеванной Вороны не узнали,
‎Ворону вдосталь ощипали,
‎И кончились ее затеи тем,
‎Что от Ворон она отстала,
‎А к Павам не пристала.
-----
Я эту басенку вам былью поясню.
Матрене, дочери купецкой, мысль припала,
‎Чтоб в знатную войти родню.
‎Приданого за ней полмиллиона.
‎Вот выдали Матрену за Барона.Что ж вышло? Новая родня ей колет глаз
Попреком, что она мещанкой родилась,
А старая за то, что к знатным приплелась:
‎И сделалась моя Матрена
Ни Пава, ни Ворона.

Забавно, но о том,  что на картине именно  эзоповы павы в наказание ощипывают ворону и что сам сюжет весьма редко встречается как в живописи и в гравюре, продавец попросту не знал. А уж на потолочных плафонах и подавно. А хитрые сотрудники музея в Дордрехте  уже моментально представили  как прекрасно полотно впишется в интерьер Шумановского «птичьего» зала  их музея.  К счастью,  цена на произведение была не столь высока по сравнению с другими работами голландских мастеров XVII - XVIII  веков  и внимание остальных покупателей в 2011 году  привлекли более «раскрученные» на художественном рынке имена и сюжеты.

Понятно что у самого музея Дордрехта не было достаточных средств, чтобы приобрести пусть даже  относительно недорогое по меркам Салона  произведение самостоятельно  и они обратились за помощью к Рембрандтовскому обществу. К счастью большая часть совета Vereniging Rembrandt тоже была на выставке и предварительно одобрила покупку весьма необычного по своему формату произведения (дордрехтцы не были уверены, что общество поддержит покупку именно декоративного произведения, а не картины).  И пока обсуждалась цена с галерей Heim сотрудники были заняты поиском информации о мастере, произведении и анализом других доступных  источников.

Принимать решение нужно было оперативно и уже через три дня после открытия Салона музей Дордрехта приобрел птиц Буссхопа. В процессе подготовке к покупке выяснилось, что понадобятся дополнительные средства на реставрацию, потому что в XIX веке или даже раньше картина была уменьшена в размере -  видимо,  она не «вписывалась» в интерьер своего нового владельца   и холст подогнули с каждой стороны на    10-15 саниметров  и вставили в подходящую раму. Конечно же в процессе реставрации картине был возвращен оригинальный размер и, например, у попугая в нижнем левом углу обнаружился красивый и длинный красный хвост, но почему-то фото с полноформатным попугаевым хвостом мне нигде не встретилось.



На картине мы видим иллюзию открытого облачного неба. Абрахам Буссхоп создал эту картину для одного из домов или владений в Дордрехте, также известно что  именно в этом городе он вырос и активно работал до своего переезда в Мидделбург в 1715 году. И в комнате на потолке которой размещалась картина для посетителя создавалось впечатление, что он смотрит в небо, полное ярких птиц. И как  и у меня у него создавалось ощущение, что птицы пикируют прямо ему на голову.  Мы видим как на  каменной балюстраде, обрамляющей картину,  расселись два десятка местных и экзотических птиц. По одной из длинных сторон размещается группа птиц, наказывающих ворона и возвращающих себе перья, который ворон у них умыкнул. В  левой части мы видим гордого павлина, который не принимает участие в избиении ворона, а занят прилаживанием обратно своего красивого пера. А ворон изображен практически лысым и растерзанным. Мораль проста - смотри, зритель, вот что бывает с теми, кто рядится в чужие одежды даже в мире птиц.

Сейчас небольшое отступление -  гид по птицам с полотна Абрахама Буссхопа


Что за птицы местные и заморские изображены на картине

1 - щегол
2 - восточный венценосный журавль
3 - благородный попугай (электус)
4 - лори
5 - серая неясыть
6 - павлин
7 -  большая райская птица
8 - три певчих птицы
9 - две ласточки
10 - райская птичка
11 - коноплянка
12 - зимородок
13 - зеленушка
14 - турухтан
15 - ара
16 - молуккский какаду
17 - голубая цапля
18 - ворон
19 - мускусная утка
20 - индейка
21 - сойка

Таблица подготовлена историком искусств Паулем Кнолле (Paul Knolle) из Rijksmuseem Twenthe

Живописец XVII  века, специализирующийся на птицах  - Мельхиор д’Хондекётер (Melchior d’Hondecoeter) (1636-1695) также создавал многофигурную композицию с птицами на сюжет Эзоповой басни. В 1671 он нарисовал ее и сейчас полотно висит в том же зале, где и плафон Буссхопа. Дордрехтский живописец и птичьих дел мастер Аерт Шуман (1710-1792)   из века XVIII  рисовал птиц для украшения стен и потолков дворцов и присутственных мест  - известны его потолочные панели с птицами, которыми декорирован зал приемов в  гаагском Groenmarkt'е. Он любил рисовать  роскошных райских птиц в парках и садах и второй его специализацией были рисунки сложных цветочных композиций. На стенах Шумановского зала как раз и висят картины с павлинами, гуляющими по парку,  яркими цветами, которые музей Дордрехта купил у частного коллекционера  в 1996 году.



Известно, что художник Абрахам Буссхоп родился в Дордрехте и его ученичество прошло в мастерской отца, Корнелиуса Бисхопа (Cornelis Bisschop). Сам Бисхоп и его дети - два сына и три дочери -  специализировались на модной в XVII веке технике картин-оптических иллюзий Trompe-l'œil. Через некоторое время после смерти отца момент младший сын Абрахам решил поменять специализацию и сосредоточился на создании элементов декора с  цветами и птицами и чтобы его не путали с его «раскрученными» родственниками  стал писать свою фамилию иначе - Busschop.  Абрахам за годы своей работы  создал множество декоративных панно для каминов, стеновых панелей, дверных и потолочных плафонов и его работы украшали лучшие дома родного Дордрехта и позже Мидделбурга, столицы провинции Зеландия, куда он переехал в 1710-х.

Так получилось, что имя Буссхопа известно не многим любителям искусства и профессиональным коллекционерам и искусствоведам. Работы его звездного   предшественника д'Хондекотера, популярного живописца XVII века, специализирующегося на птице и дичи известны куда большему количеству ценителей голландской старины, а у другой звезды птичьего жанра о которым я писала выше  - Аерта Шумана  - в том же Дордрехтском музее есть отдельный зал. Буссхопу  в книгах по истории искусства отводится скромная роль «предшественника Шумана и носителя традиции изображения птиц, созданной д'Хондекотером», иногда, бывает,  вспоминают, что он, мол, тот самый «младший сына Корнелиуса Бисхопа, который ушел из семейного дела и сменил фамилию, посвятив себя декоративно-прикладному творчеству и особенно преуспел в  рисовании птиц». Но еще при своей жизни он считался лучшим мастером по изображению пернатых и созданию оригинальных потолочных композиций, известным и популярным во всех Нидерландах. Историк искусств Вейерман (Weyerman-Houbakern) в 1729 году так отзывался о его работах: «Буссхоп по праву является лучшим рисовальщиком птиц  и мало кто из современных художников может сравниться с ним в  знании различных их видов».

Художник не так широко известен во многом еще и потому, что само назначение работ его было декоративным  - они создавались для украшения интерьеров и оставались  в этих интерьерах, скрытые от посторонних глаз до тех пор, пока не происходили какие-либо масштабные перемены наподобие разорения семьи владельца, сноса или разрушения дома или смены собственника, что случалось крайне редко. Поэтому  произведения Буссхопа  до XX века не были популярны у коллекционеров или широко известны искусствоведам. Конечно же интерьеры и внутренне убранство богатых домов тоже менялись согласно моде, но как правило старинные декоративные детали голландских «палаццо» отправлялись заграницу. Сегодня голландские интерьерные  панели и плафоны XVII - XVIII  веков встречаются в  частных собраниях и интерьерах в Великобритании или США. В самом Дордрехте не уцелело ни одной оригинальной работы Буссхопа в интерьерах и в музеях Нидерландов его творений тоже практически нет. В 1889 году был передан в дар частным коллекционером один каминный экран авторства художника, а  спустя 100 лет Лоуренс Дж. Бол, директор Дордрехтского музея написал небольшую статью о «забытом гении XVIII века»  в художественном журнале Tableau, рассказывающую о Буссхопе. И понемногу профессионально сообщество стало интересоваться художником, его произведения отыскивали арт-дилеры, а музеи начали приобретать его работы на аукционах. В 2007 году творения Буссхопа экспонировались в составе масштабной выставке голландского искусства XVIII века, которая с успехом прошла в Дордрехте, Кельне и Касселе. И с 2012 года самая его крупная и характерная работа во всей своей красоте представлена в экспозиции музея города Дордрехта в Южных Нидерландах.

По материалам статьи Сандера Паарлберга (Sander Paarlberg), хранителя  Дордрехтского музея

птицы, bisschop, голландская живопись, Trompe-l'œil, museumm, art, нидерланды, busschop, vereniging rembrandt, netherlands, dutch painters, XVIII век, XVII век, schilderij, painting, rijksmuseum, анималисты, dordrechts museum, schouman, birds, музейное

Up