Dec 16, 2011 03:44
Луиджи Ноно вначале выбил у меня почву из под ног своим "Под палящим солнцем любви". Время от времени люди покидали эту камеру для экзекуций над неподготовленным слухом - Конференц-зал Московской консерватории. Всегда приятно видеть свою беззубость перед новым в музыке. От этого желание ее понять и принять только увеличивается. И ведь не обманешься, всегда знаешь, что это не музыка абсурдна, а ты костен. Под палящим ее солнцем ты оказываешься совершенно точно.
После перерыва на концерте предстал уже совсем другой Ноно - уничтожающий паузами между звуками. Интенсивность тишины оказывается не менее испепеляющей.
Его квартет "Тишь, к Диотиме" это лес, в котором ты сперва теряешься. Пока дожидаешься следующей ноты успеваешь в конец запутаться в текущей. Потом тебя бросает в дрожь, словно прожектор внезапно выхватил тебя из лесной темени. Паузы и звуки, паузы и звуки. Как может столь многое переживаться только через них? Они съедают тебя. И в тот момент, когда ты хочешь осмыслить их, разложить по полочкам, они неожиданно берут верх и ты уже поверженно пребываешь в растерянности. Можно ли собрать эти звуки в банку и поставить на подоконник, чтобы выпускать по праздникам?
"Дышащая ясность" для хора, басовой флейты, электроники и магнитофонной пленки. Магнитофонная пленка? Бросьте, все дело в ахраических звуках бас-флейты. Она извивается в руках исполнителя как змея и он будто заговаривает ее своим дыханием. Голоса хора сменяют хладнокровную флейту и теперь уже архаика слышна в самих людях, будто они были когда-то флейтами, на заре мироздания. Странным образом меня не покидает чувство, что я слушаю Lisa Gerrard. Она тоже любит завершать музыкальные фразы словно растворяясь в эхе гигантских пещер.
Первый раз слышу, чтобы флейта была одновременно была и вьюгой и трубой, будто ты на уроке магии. Ноты тянутся так долго, что кажется сейчас задушат тебя своим нечеловеческим ожиданием. Их продолжительность столь резка, что приход флейты воспринимается как спасение - по крайней мере она уже обходится без человека, она природна, на нее можно смотреть как на водопад. Пускать же водопад в себя, становиться им - оказывается труднее, чем растягиваться внутри орфическими звуками хора.
Что же он хочет сказать этой длительностью?..