Leave a comment

martinn November 27 2014, 17:51:08 UTC
Моя настоящая любовь к поэзии началась именно с Заболоцкого, причём, позднего.
"Когда я был маленький злой дебил", т.е., лет до 13, я стихи вообще не воспринимал. Нет, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет - Золотой Век - нормально. А из 20-го мне нравились только Маяковский и, как ни странно, Симонов.
А потом я каким-то непонятным образом наткнулся на "Любите живопись, поэты...". А Рокотов, Левицкий и Боровиковский были в ту пору моими любимыми художниками. На портрет Струйской я вообще в Пушкинском медитировал чуть не часами. И я стал смотреть, что ещё есть у этого автора.
Ну и, коготок увяз - всей птичке пропасть. Потянулись ниточки к ОБЭРИУтам, а там выяснилось, что был такой Пастернак, потом Мандельштам... И гораздо проще, - Блок, Есенин... Потом было многое. И продолжается до сих пор.
Заболоцкий со временем уступил место в сердце Тарковскому, но остался, как первая и самая сильная любовь.

Reply

driada_12 November 27 2014, 19:01:39 UTC
Первое, когда-то в школьном возрасте прочитанное:

Сентябрь

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

Reply

martinn November 27 2014, 19:07:06 UTC
Кстати.
Колода и впрямь тасуется причудливо.

За мёртвым сиротливо и пугливо
Душа тянулась из последних сил,
Но мне была бессмертьем перспектива
В минувшем исчезающих могил.
Листва, трава - всё было слишком живо,
Как будто лупу кто-то положил
На этот мир смущённого порыва,
На эту сеть пульсирующих жил.

А.Тарковский «После похорон Заболоцкого»

Reply

driada_12 November 27 2014, 19:39:55 UTC
Интересно, да. Я к ним обоим отношусь очень спокойно - скорее, отдаю должное хорошим поэтам. Вот я читаю ( ... )

Reply

martinn November 27 2014, 19:49:47 UTC
Симонов, разумеется, не Хемингуэй, а "рашен Киплинг".
Блока с Есениным я не соединял, просто, сказал, что начал читать "Серебряный век".
Пастернак очень и очень хитросложен, да, сложнее Блока, но сейчас так просто не объяснить: я говорю быстро, а печатаю медленно. Вот если когда-нибудь в этой жизни увидимся, расскажу.
Тарковский - гений. Прямой гений. Да, он внешне рассудочен и холоден, но за этим кроется такое пламя, что мама, не горюй.
А Маяковский никуда не делся. Он тоже гений. Просравший (прости мой клатчский) свой талант из-за ложных идей. Но "Уже второй..." - видят вОроны, одно из величайших любовных стихотворений в русской поэзии.

Reply

driada_12 November 27 2014, 21:01:05 UTC
Моя сказка никем не разгадана ( ... )

Reply

martinn November 27 2014, 21:17:43 UTC
Не-не-не.
Симонов даже переводил Киплинга, именно стихи.
"Чёрные глаза, - рассвет, / Пароходная сирена..."
Он мнил себя именно таким - офицером с щёточкой усов и идеальным пробором, идущим впереди отряда гурков, похлопывая себя стеком по начищенному сапогу.
Что не отменяет одного. Но это одно стОит многого.
"Жди меня, и я вернусь" - величайшее заклинание, инкантаментум Нашей войны. Я боюсь даже предположить, сколько людей действительно вернулись именно потому, что их матери, жёны, сёстры, дочери каждый день повторяли эти слова.
Я верю в силу слов.
И в данном случае, Некто Сверху подсказал Кириллу Михайловичу эти волшебные строки, позволившие спасти немало жизней.

Reply

driada_12 November 27 2014, 21:33:24 UTC
Боюсь тебя расстроить, но Сверху - это от Гумилёва:

Жди меня. Я не вернусь
это выше сил.
Если ранее не смог
значит - не любил.
Но скажи, зачем тогда,
уж который год,
я Всевышнего прошу,
чтоб тебя берёг.
Ждёшь меня? Я не вернусь,
не смогу. Прости,
что стояла только грусть
на моём пути.
Может быть
средь белых скал
и святых могил
я найду
кого искал, кто меня любил?
Жди меня. Я - не вернусь!

Перекроил удачно, да.

Reply

martinn November 27 2014, 21:45:27 UTC
Я знаю эти строки.
Но они не стали тем, о чём я говорил, - заклинанием.
Симонов, собака, умудрился создать именно инкантаментум, словесный оберег.
Подобным же являлась песня "Вставай, страна огромная" (сл.Лебедева-Кумача, муз.Александрова).
Эти произведения выходят за рамки искусства (которым, собственно, не являются), это именно магия.
Гумилёв же написал текст отрицания, а отнюдь не призывания.

ПС Что не отрицает причастности Гумилёва к некоторым текстам, являющимся несомненными заклинаниями, например, "Поэмы начала".

Reply

driada_12 November 28 2014, 07:10:21 UTC
Эти строки и не должны были чем-то стать - кроме лирической поэзии. Поэзия вообще никому ничего не должна, а если искусство становится пропагандой и агитацией, то горе почитателям такого искусства, особенно, если за дело берутся талантливые авторы ( ... )

Reply

martinn November 28 2014, 15:35:25 UTC
Мориц кончилась.
Она была прекрасным поэтом, но последние годы просто кликуша.
Видимо, сенильность.
Это очень жаль.

Reply

driada_12 November 28 2014, 18:58:56 UTC
Да жуть.

Reply


Leave a comment

Up