О триедином рубле

Nov 11, 2019 11:42


Собрался заняться археологическим исследованием о том, как работала советская финансовая система. И мгновенно наткнулся на великолепную статью, где все разложено и разжевано. «Многабукафф» - но оно того стоит!



Финансовая система СССР (в качестве пятничного ликбеза)

Часть 1
Ре­во­лю­ция в эко­но­ми­ке
По­нят­но, что в эко­но­ми­ке такой сла­бо­раз­ви­той страны обо­ра­чи­ва­лось крайне незна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство денег. Гибель го­су­дар­ства ка­за­лась неиз­беж­ной. Рывок в эко­но­ми­ке на­чал­ся в 1929 году. Во время первой со­вет­ской пя­ти­лет­ки, с 1929 по 1933 г.г., было по­стро­е­но около 1500 круп­ных про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий и со­зда­ны целые от­рас­ли, ранее не су­ще­ство­вав­шие: стан­ко­стро­и­тель­ная, авиа­ци­он­ная, хи­ми­че­ская, про­из­вод­ство фер­ро­спла­вов, трак­то­ро­стро­е­ние, ав­то­мо­би­ле­стро­е­ние и другие.
Был создан второй про­мыш­лен­ный центр за Уралом (первый - в ев­ро­пей­ской части страны), об­сто­я­тель­ство, в ко­неч­ном счете ре­шив­шее исход Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны. Мас­штаб­ные пре­об­ра­зо­ва­ния тре­бо­ва­ли ко­лос­саль­ных ин­ве­сти­ций. Но денег на ин­ве­сти­ции не было.
В первый год пя­ти­лет­ки про­мыш­лен­ное раз­ви­тие было про­фи­нан­си­ро­ва­но всего на 36%. Во второй год - на 18%. А к концу пя­ти­лет­ки фи­нан­си­ро­ва­ние упало до нуля. К 1937 году общее про­мыш­лен­ное про­из­вод­ство воз­рос­ло по срав­не­нию с 1928 г. почти в 4 раза. По­лу­чи­лась па­ра­док­саль­ная вещь: ин­ве­сти­ции со­кра­ти­лись до нуля, а про­из­вод­ство вы­рос­ло в несколь­ко раз. До­бить­ся этого уда­лось при помощи спо­со­ба, ко­то­рый в ис­то­рии эко­но­ми­ки еще не при­ме­нял­ся: де­неж­ная масса была раз­де­ле­на на на­лич­ную и без­на­лич­ную части.

Вообще-то, деньги не бывают на­лич­ны­ми и без­на­лич­ны­ми. На­лич­ной или без­на­лич­ной бывает форма рас­че­тов либо форма сбе­ре­же­ний. Раз­дво­е­ние денег в со­вет­ской эко­но­ми­ке на вза­им­но некон­вер­ти­ру­е­мые части озна­ча­ло фак­ти­че­ское уни­что­же­ние денег как все­об­ще­го эк­ви­ва­лен­та. Без­на­лич­ные деньги в такой си­сте­ме служат глав­ным об­ра­зом сред­ством учета. По су­ще­ству, это не деньги, а счет­ные еди­ни­цы, с по­мо­щью ко­то­рых про­ис­хо­дит рас­пре­де­ле­ние ма­те­ри­аль­ных фондов. На это ука­зы­ва­ли давно и многие. На­лич­ные деньги в со­вет­ской эко­но­ми­че­ской си­сте­ме, так же как и без­на­лич­ные, ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к ре­аль­ным, обес­пе­чен­ным то­вар­ной массой день­гам не имели и слу­жи­ли сред­ством рас­пре­де­ле­ния ма­те­ри­аль­ных благ вне за­ви­си­мо­сти от ре­аль­ной про­из­во­ди­тель­но­сти труда.
В ре­зуль­та­те транс­фор­ма­ции де­неж­ной си­сте­мы со­вет­ская эко­но­ми­ка пе­ре­ста­ла быть за­ви­си­мой от по­тре­би­тель­ско­го сек­то­ра. В ры­ноч­ной эко­но­ми­ке все на­коп­ле­ния и, со­от­вет­ствен­но, ин­ве­сти­ции со­зда­ют­ся из при­бы­ли от ре­а­ли­за­ции по­тре­би­тель­ских то­ва­ров и пе­ре­рас­пре­де­ле­ния по вер­ти­ка­ли, и мас­штаб эко­но­ми­ки рас­ши­ря­ет­ся по мере рас­ши­ре­ния по­тре­би­тель­ско­го сек­то­ра. В эко­но­ми­ке со­вет­ско­го типа, на­о­бо­рот, именно по­тре­би­тель­ский сектор на­хо­дит­ся в под­чи­нен­ном по­ло­же­нии, т.е. на­чи­ная с 1929 г. со­вет­ская эко­но­ми­ка стала раз­ви­вать­ся спо­со­бом, прямо про­ти­во­по­лож­ным ры­ноч­но­му. В первую оче­редь стояла задача со­зда­ния обо­рон­но­го ком­плек­са, затем ма­ши­но­стро­е­ния, ме­ха­ни­за­ции сель­ско­го хо­зяй­ства, со­зда­ния жи­лищ­но­го хо­зяй­ства, элек­три­фи­ка­ции и т.д. И только во вторую оче­редь про­из­вод­ство по­тре­би­тель­ских то­ва­ров.
Ге­ни­аль­ное ре­ше­ние
С тех пор так и пошло. В 1940 г. в СССР 39% всей про­мыш­лен­ной про­дук­ции со­став­ля­ли пред­ме­ты по­треб­ле­ния. В 1980 г. ее удель­ный вес со­став­лял 26,2%. В 1986 г. она со­став­ля­ла 24,7%. По­тре­би­тель­ский сектор в СССР за­ни­мал не только крайне незна­чи­тель­ное место, но и был нераз­вит чисто фи­зи­че­ски. Это озна­ча­ет эле­мен­тар­ную нехват­ку со­от­вет­ству­ю­щих про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стей: только около 13% всех про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стей Со­вет­ско­го Союза было занято вы­пус­ком по­тре­би­тель­ской про­дук­ции.
Мы знаем, что в общем случае масса денег в эко­но­ми­ке равна массе всех ре­а­ли­зо­ван­ных то­ва­ров, вы­ра­жен­ной в ценах. Иными сло­ва­ми, все за­ви­сит от мас­шта­бов раз­ви­тия по­тре­би­тель­ско­го сек­то­ра, т.к. все из­держ­ки встро­е­ны в цену ко­неч­но­го по­тре­би­тель­ско­го про­дук­та. После 1929 г. от­ста­лая со­вет­ская эко­но­ми­ка со­вер­ши­ла рывок, и над по­тре­би­тель­ским сек­то­ром на­вис­ла не свя­зан­ная с ним масса про­из­водств и ин­фра­струк­ту­ры, про­стое фи­нан­со­вое об­слу­жи­ва­ние ко­то­рых тре­бо­ва­ло де­неж­ной массы, мно­го­крат­но пре­вы­ша­ю­щую ту, что со­от­вет­ство­ва­ла име­ю­щей­ся то­вар­ной массе.
Ре­ше­ние раз­де­лить де­неж­ную массу на две неза­ви­си­мые сферы - на­лич­ную и без­на­лич­ную - было, бес­спор­но, ге­ни­аль­ным. Оно поз­во­ли­ло стране в крат­чай­шие сроки пройти путь, ко­то­рый при нор­маль­ном раз­ви­тии про­цес­сов занял бы несколь­ко сто­ле­тий (в лучшем случае). Такое ре­ше­ние тео­ре­ти­че­ски аб­со­лют­но нераз­ре­ши­мых про­блем было един­ствен­но воз­мож­ным в тех кон­крет­но-ис­то­ри­че­ских усло­ви­ях, с теми про­из­вод­ствен­ны­ми ре­сур­са­ми, ко­то­рые име­лись в на­ли­чии, и при том уровне тех­ни­че­ско­го раз­ви­тия.
Это ре­ше­ние было най­де­но не сразу, а эм­пи­ри­че­ски, опыт­ным путем. Со­здан­ная в СССР фи­нан­со­вая си­сте­ма не имела ана­ло­гов в ис­то­рии. Она всту­па­ла в такой ра­зи­тель­ный кон­траст со всем опытом, на­коп­лен­ным эко­но­ми­че­ской наукой к тому вре­ме­ни, что по­тре­бо­ва­лось целое идео­ло­ги­че­ское, а не на­уч­ное обос­но­ва­ние ее внед­ре­ния. В ре­зуль­та­те прин­ци­пы работы со­вет­ской фи­нан­со­вой си­сте­мы были так за­ка­му­фли­ро­ва­ны идео­ло­ги­че­ски­ми по­стро­е­ни­я­ми, что они толком не осмыс­ле­ны до сих пор. Рывок в эко­но­ми­ке привел к пол­но­му из­ме­не­нию ее струк­ту­ры и со­зда­нию со­от­вет­ству­ю­щей фи­нан­со­вой си­сте­мы. Он задал такое на­прав­ле­ние раз­ви­тия, при ко­то­ром не эко­но­ми­ка раз­ви­ва­ет­ся в со­от­вет­ствии с ростом лич­но­го по­треб­ле­ния, а на­о­бо­рот, по­треб­ле­ние растет вслед за воз­рас­та­ни­ем воз­мож­но­стей эко­но­ми­ки.
Эко­но­ми­ка, струк­ту­ри­ро­ван­ная по­доб­ным об­ра­зом, тре­бу­ет для обес­пе­че­ния своего нор­маль­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и спе­ци­фи­че­ской фи­нан­со­вой си­сте­мы. Ее суть в сле­ду­ю­щем. Деньги раз­де­ля­ют­ся на на­лич­ную и без­на­лич­ную сферы. На­лич­ная об­слу­жи­ва­ет по­ку­па­тель­ную спо­соб­ность на­се­ле­ния. Без­на­лич­ные «деньги» - это по су­ще­ству не деньги, а счет­ные еди­ни­цы, при помощи ко­то­рых в пла­но­вом по­ряд­ке про­из­во­дит­ся рас­пре­де­ле­ние ма­те­ри­аль­ных фондов.
(изъята пара аб­за­цев. Чи­тай­те ори­ги­нал)
Наши пре­иму­ще­ства
В период «пе­ре­строй­ки» такое эко­но­ми­че­ское устрой­ство стало объ­ек­том шкваль­ной кри­ти­ки со сто­ро­ны «ре­фор­ма­то­ров». Однако се­рьез­но­го ана­ли­за «ре­фор­ма­то­ры» так и не пред­ста­ви­ли. В ка­че­стве ар­гу­мен­тов они ис­поль­зо­ва­ли в ос­нов­ном эмоции, а за истину вы­да­ва­ли факт кри­тич­но­сти. Пред­ло­жить что-то ре­аль­ное они так и не смогли ни тогда, ни потом. Более того, неко­то­рые из них - такие, как на­при­мер ака­де­мик Пет­ра­ков, сейчас пе­ре­шли на прямо про­ти­во­по­лож­ные по­зи­ции.
Физик, ака­де­мик Юрий Каган с едкой на­смеш­кой над «идео­ло­га­ми реформ» вспо­ми­на­ет: «В со­вет­ские вре­ме­на в Кур­ча­тов­ском ин­сти­ту­те я ру­ко­во­дил се­ми­на­ром, где вы­сту­па­ли все ве­ду­щие эко­но­ми­сты, не имев­шие тогда ши­ро­кой три­бу­ны, - Ша­та­лин, Аган­бе­гян, За­слав­ская, Пет­ра­ков, Шмелев, Абал­кин. Они до­ка­зы­ва­ли, что со­вет­ская эко­но­ми­ка ведет в про­пасть. Я спра­ши­вал у них: у вас есть идея, как пе­рей­ти от того, что не нужно, к тому, что нужно? Они от­ве­ча­ли: мы не вос­тре­бо­ва­ны, вот когда нас вос­тре­бу­ют, мы за месяц на­пи­шем нужную про­грам­му. Ну и что из этого вышло?»
На самом деле эко­но­ми­че­ская си­сте­ма, вы­стро­ен­ная в СССР, имела кроме всем из­вест­ных недо­стат­ков и весьма зна­чи­тель­ные пре­иму­ще­ства от­но­си­тель­но эко­но­ми­ки за­пад­ной (ры­ноч­ной). Пре­иму­ще­ства эти за­клю­ча­ют­ся в сле­ду­ю­щем:
1) Пе­ре­ход на раз­дво­ен­ную фи­нан­со­вую си­сте­му поз­во­лил осво­бо­дить эту эко­но­ми­ку из-под огра­ни­чи­ва­ю­ще­го воз­дей­ствия пла­те­же­спо­соб­но­го спроса на­се­ле­ния, и она по­лу­чи­ла воз­мож­ность раз­ви­вать­ся вне за­ви­си­мо­сти от него. В за­пад­ной (ры­ноч­ной) эко­но­ми­ке такое невоз­мож­но. Там все за­ви­сит от пла­те­же­спо­соб­но­го спроса: он растет - эко­но­ми­ка идет в рост, со­кра­ща­ет­ся - в эко­но­ми­ке спад;
2) Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние на основе без­на­лич­ных денег (точнее, счет­ных единиц) ис­клю­чи­ло си­ту­а­цию, при ко­то­рой раз­ви­тие может быть за­тор­мо­же­но из-за нехват­ки фи­нан­со­вых средств. Здесь все опре­де­ля­ет­ся чисто тех­ни­че­ски­ми воз­мож­но­стя­ми. А такая вещь, как непла­те­жи или вза­и­мо­за­дол­жен­ность, здесь просто не может воз­ник­нуть, со­от­вет­ствен­но не может воз­ник­нуть и па­ра­ли­ча эко­но­ми­ки по этой при­чине;
3) Ор­га­ни­за­ци­он­ная струк­ту­ра эко­но­ми­ки, ис­клю­ча­ю­щая кон­ку­рен­цию, поз­во­ли­ла ей, с одной сто­ро­ны, выйти  на ин­ду­стри­аль­ный уро­вень раз­ви­тия, с другой - из­бе­жать чу­до­вищ­ной энерго-, ре­сур­со- и тру­до­ем­ко­сти за­пад­ной (ры­ноч­ной) эко­но­ми­ки. В про­тив­ном случае ин­ду­стри­аль­ной стра­ной СССР не стал бы ни­ко­гда: он просто не смог бы пре­одо­леть барьер энерго- и ре­сур­со­ем­ко­сти;
4) Цен­тра­ли­зо­ван­ная си­сте­ма управ­ле­ния эко­но­ми­кой поз­во­ли­ла кон­цен­три­ро­вать все усилия, ре­сур­сы и сред­ства на из­бран­ных на­прав­ле­ни­ях, причем делать это опе­ра­тив­но, не до­жи­да­ясь, пока это про­изой­дет в ре­зуль­та­те пе­ре­то­ка средств вслед­ствие из­ме­не­ния ры­ноч­ной конъ­юнк­ту­ры, спроса и т.д.
По су­ще­ству, в СССР был раз­ра­бо­тан метод со­зда­ния эко­но­ми­ки, раз­ви­той больше, чем поз­во­ля­ет пла­те­же­спо­соб­ный спрос на­се­ле­ния. Этот ценный опыт от­кры­ва­ет перед эко­но­ми­кой не только СНГ, но и других стран новые пер­спек­ти­вы и еще ждет своего изу­че­ния и осмыс­ле­ния.
Объ­ек­тив­ная оценка
Фак­ти­че­ски, в СССР был создан новый тип эко­но­ми­че­ской си­сте­мы, нуж­да­ю­щий­ся в особых спо­со­бах управ­ле­ния и особых спо­со­бах ре­фор­ми­ро­ва­ния. Тот факт, что это -  прин­ци­пи­аль­но новая, небы­ва­лая в ис­то­рии и при этом весьма пер­спек­тив­ная эко­но­ми­че­ская си­сте­ма, не был во­вре­мя осмыс­лен ни ру­ко­во­ди­те­ля­ми го­су­дар­ства, ни тем более «ре­фор­ма­то­ра­ми». Наши «ре­фор­ма­то­ры», кри­ти­куя со­вет­скую эко­но­ми­че­скую си­сте­му, всего лишь по­вто­ря­ли и до сих пор тупо по­вто­ря­ют тезисы, под­бро­шен­ные им из-за рубежа. Но ведь сколь­ко вре­ме­ни прошло, пора бы уж было и понять, что к чему. В рамках «хо­лод­ной войны», есте­ствен­но, велась и пси­хо­ло­ги­че­ская война. Она вклю­ча­ла в себя атаку на мыш­ле­ние ин­тел­лек­ту­а­лов, пи­са­те­лей, пуб­ли­ци­стов, ученых, не в по­след­нюю оче­редь эко­но­ми­стов. Вну­ша­лось при­мер­но сле­ду­ю­щее: «Ваша эко­но­ми­ка ни на что не го­дит­ся, уни­чтожь­те ее, де­лай­те как мы». И уни­что­жи­ли. Сейчас сидят на об­лом­ках страны и до сих пор ничего понять не могут. В дей­стви­тель­но­сти же се­рьез­ные за­пад­ные ис­сле­до­ва­те­ли, сво­бод­ные от идео­ло­ги­че­ских пред­рас­суд­ков, всегда ис­клю­чи­тель­но высоко оце­ни­ва­ли и оце­ни­ва­ют до­сти­же­ния со­вет­ской эко­но­ми­че­ской си­сте­мы.
Так, ан­глий­ский журнал «Эко­но­мист» пишет: «Во­пре­ки широко рас­про­стра­нен­ным за­яв­ле­ни­ям, ис­то­ри­че­ское раз­ви­тие со­вет­ской эко­но­ми­ки яв­ля­ет­ся одним из ве­ли­чай­ших успе­хов, до­стиг­ну­тых в два­дца­том сто­ле­тии. СССР ока­зал­ся одной из двух стран мира, стре­ми­тель­но про­рвав­ших­ся в группу раз­ви­тых в про­мыш­лен­ном от­но­ше­нии: вторая страна - Япония. Среди круп­ней­ших стран мира только Япония пре­вы­си­ла уро­вень дохода ВВП на душу на­се­ле­ния СССР. Это поз­во­ли­ло Со­вет­ско­му Союзу лик­ви­ди­ро­вать край­нюю нищету, обес­пе­чить со­зда­ние служб со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния, со­здать одну из самых все­объ­ем­лю­щих систем со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния в мире, до­стичь одного из вы­со­ких уров­ней об­ра­зо­ва­ния и здра­во­охра­не­ния, со­здать мощ­ней­ший во­ен­ный по­тен­ци­ал, срав­ни­мый с по­тен­ци­а­лом США. Помимо обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти со­вет­ская тех­но­ло­гия до­ка­за­ла свои спо­соб­но­сти про­явить себя на самом вы­со­ком меж­ду­на­род­ном уровне. И все это - несмот­ря на бло­ка­ду в тех­но­ло­ги­че­ской об­ла­сти со сто­ро­ны за­пад­ных стран, от чего Япония, кстати, не стра­да­ла. В этих усло­ви­ях раз­ви­тие СССР яв­ля­ет­ся одним из круп­ней­ших эко­но­ми­че­ских до­сти­же­ний в ми­ро­вой ис­то­рии».
Об­ра­тим вни­ма­ние, однако, на сле­ду­ю­щий по­ра­зи­тель­ный факт: СССР до­бил­ся вы­да­ю­щих­ся эко­но­ми­че­ских успе­хов, по всем па­ра­мет­рам усту­пая Западу. Запад (его сле­ду­ет рас­смат­ри­вать как единое эко­но­ми­че­ское целое) по­треб­ля­ет две трети до­бы­ва­е­мых в мире ре­сур­сов. СССР всегда мог рас­счи­ты­вать только на свои ре­сур­сы. На Западе ра­бо­та­ют сотни мил­ли­о­нов ра­бо­чих рук и сотни мил­ли­о­нов ра­бо­чих рук ра­бо­та­ют на него во всем мире. В СССР было всего несколь­ко де­сят­ков мил­ли­о­нов ра­бо­чих рук. А со­во­куп­ный про­мыш­лен­ный по­тен­ци­ал Запада пре­вы­шал со­вет­ский не в сотни, а в тысячи раз. Тем не менее СССР сумел до­бить­ся фе­но­ме­наль­ных эко­но­ми­че­ских успе­хов и стать второй сверх­дер­жа­вой мира, хотя тео­ре­ти­че­ски у него для этого не было ни сил, ни воз­мож­но­стей. Как ему это уда­лось? Бла­го­да­ря той па­ра­док­саль­ной (с точки зрения за­пад­ных эко­но­ми­стов) струк­ту­ре эко­но­ми­ки и со­от­вет­ству­ю­щей ей па­ра­док­саль­ной фи­нан­со­вой си­сте­ме. На пре­иму­ще­ства по­след­них мы ука­за­ли выше

Ис­точ­ник

Рубль СССР Контуры финансов

Previous post Next post
Up