Не ошибись, выбирая пути

Jun 26, 2024 15:35


Куда поступать, какой вуз выбрать? Этот вопрос, как ни странно, волнует нынешних выпускников до сих пор, несмотря на то, что они ещё в прошлом году должны были определиться с набором экзаменов по выбору, которые будут сдавать в формате ЕГЭ. То есть они уже имели вполне определённое представление, какие испытания надо пройти, чтобы попасть в тот или иной университет, сколько баллов нужно набрать. И всё-таки, согласитесь, до последнего остаётся не ясно - чего ждать от ЕГЭ и каков на самом деле будет итог. Следовательно, непонятно, на какой вуз можно будет рассчитывать, «если что».

Мы попросили прокомментировать эту ситуацию представителей Российского нового университета, а также дать совет выпускникам, какие моменты следует учитывать и на чём сделать акцент, выбирая жизненный путь.

Владимир Алексеевич Зернов, ректор, доктор технических наук, профессор, председатель совета Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России (АНВУЗ России), член правления Российского союза ректоров



Надо выбирать тот вуз и то направление, которым будет интересно заниматься через 10-15 лет. Конечно, планировать на такой срок, учитывая современные реалии, довольно сложно, но можно сказать с известной долей уверенности: информационные технологии будут развиваться и дальше, а значит, востребованы они будут всё более и более. Хотя тут не играет особого значения, какой именно вуз выбрать - везде этому учат примерно одинаково. Всегда будут востребованы профессии, связанные с медициной, сферой питания, сферой услуг. Правда, здесь разброс вузов, предоставляющих качественные образовательные услуги, куда более велик, прежде всего, по качеству.

Что же касается других направлений, например - нанотехнологий, то тут выбор университетов гораздо меньше. Но если вам посчастливится попасть туда, где готовят таких специалистов, перспективы вас ждут весьма светлые, поскольку за нанотехнологиями будущее.

Ещё мой совет - выбирая вуз, имейте в виду и такой жизненный сценарий, когда вам потом вдруг захочется что-то переменить и заняться совсем другими делами. А значит, придётся либо переходить в другой вуз непосредственно в процессе обучения, либо потом поступать в другую образовательную организацию, чтобы получить второе (третье, четвёртое и пр.) образование. Вот это сегодня встречается сплошь и рядом.

И всё-таки лично я в выборе профессии на первое место ставлю занятие по душе. Нравится биология - иди туда, где её много, а не в университет, где её изучают в порядке общей подготовки. Нравится техника - выбирай технический вуз, а вовсе не гуманитарный. И т.д.

Если бы мне представилась возможность начать всё сначала, я бы, думаю, выбрал то же самое - радиофизику, которую люблю до сих пор, но стал бы заниматься либо созданием квантовых компьютеров, либо разработкой новых биотехнологий. Потому что радиофизика и биофизика - близнецы-сёстры.

Татьяна Александровна Горбачёва, доцент кафедры финансового учёта Московского университета им. С.Ю.Витте

В первую очередь, надо исходить из своих собственных интересов, склонностей и предпочтений. Понимать, не только чего ты хочешь, но и что ты можешь, на что способен. И если понимаешь - вот, это моё! - то не надо слушать никого. Но и специально идти наперекор чужому мнению не стоит - есть опасность «из вредности» сделать хуже самому себе.

Выбирая вуз, надо тщательно изучите всю доступную информацию о нём. А она, как правило, есть в Интернете, в доступном виде. История вуза, его сотрудники, знаменитые выпускники, аудитории, стоимость обучения, положение в рейтингах, уникальные предложения, формы обучения, практика, мнения студентов и пр. - всё это легко гуглится. Смотрим сравниваем, делаем выводы.

Елена Владиславовна Лобанова, первый проректор РосНОУ, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ

Полагаю, те, кто сейчас заканчивает учёбу в школе, уже определились с вузами, куда собираются поступать. Обдуманный выбор учитывает многие факторы и требует серьезного изучения и сопоставления вузов. Но если его нет (а такое тоже случается), то в последний момент ребята будут ориентироваться на результаты ЕГЭ, собственные предпочтения, и уже под них выбирать тот или иной вуз. Удачность и правильность такого выбора, на мой взгляд, сродни рулетке.

Так как же выбирать вуз, исходя из любви к будущей профессии или чувства прагматизма? Вопрос не однозначный. Хорошо, если любовь совпадает с трендами запросов на профессию. А если нет? Говорят, самые прочные браки - те, которые по расчёту. Думаю, в выборе профессии эта аналогия вполне уместна. Могу сказать, что те, кто выбирает по любви, далеко не всегда добиваются карьерных высот, на одних «чувствах» далеко не уедешь. И если направление твоей деятельности не востребовано, трудно добиться чего-либо, хоть облюбись. В большинстве случаев, я за здоровый прагматизм, позволяющий обеспечить себя востребованной профессией, а потом, если душа просит, можно получить уже профессию мечты.

Кстати, выбор вуза может быть определён не самим выпускником, а его родителями. И это, на мой взгляд, не так уж плохо, как может показаться. Потому что у взрослых есть жизненный опыт и знание своего ребенка, их прогнозы сбываются с большей вероятностью, поэтому к их мнению надо прислушиваться.

Но лучше решать самому, опираясь на все варианты.

Евгений Алексеевич Палкин, проректор по научно-инновационной работе РосНОУ, кандидат физико-математических наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР, почетный работник высшего профессионального образования РФ, заместитель председателя ученого совета

Выпускники - люди определившиеся, в том смысле, что о выборе «куда поступать и кем быть» они должны были задуматься намного раньше. И они, уверен, как и большинство представителей нынешнего поколения, руководствовались прагматическими резонами. Но моё мнение - надо не ориентироваться на конъюнктуру рынка, а идти туда, где вам интересно, заниматься тем, что нравится, и совершенствоваться в том, что близко к сердцу.

С другой стороны, чтобы достичь желаемого, надо адекватно взвешивать свои возможности. Как бы мы ни ругали ЕГЭ, всё-таки он остаётся довольно неплохим инструментом оценивания знания учащихся. Сейчас возможностей поступать много, страна идёт ко всеобщему высшему образованию. Но в итоге всё-таки речь идёт о количестве баллов, которые нужны для преодоления порога.

Советую выпускникам внимательно проработать рынок образовательных услуг. Тяжёлая, работа, лучше это делать с родителями, друзьями. Так что к вопросу выбора надо подходить серьёзно, по-взрослому.

В своё время мне очень помогло то, что рядом со мной жил профессор МФТИ, он помог правильно сориентироваться. Я хотел поступать в МГУ, а он очень хорошо рассказал о своём вузе. В принципе, того же самого профессора я мог встретить и непосредственно в Физтехе, на Дне открытых дверей. Но на такого рода мероприятиях обычно говорят правильные вещи, показывают всё только с хорошей стороны. Сказанное в кулуарах порой ценится куда выше, чем с высокой трибуны. А вот чтобы своим выступлением действительно людей зацепить, заинтересовать, увлечь, нужно обладать недюжинными способностями, интеллектом, харизмой. Не всем это дано.

Есть ещё и сарафанное радио. Надо слушать, что говорят и пишут студенты, выпускники вуза. Многие больше доверяют социальным сетям, мол, вот там-то самая правда и есть. Однако могу возразить - обычно там вы общаетесь с людьми вашего круга, это не преподаватели вуза, которым просто не до того, у них нет времени. Можно, конечно, посоветовать представителям высшей школы идти в народ и агитировать за свой вуз в Интернете, где только можно. Но это отнимает массу сил и энергии. Профессор и преподаватель и без того делают очень много всего, готовятся к занятиям, пишут планы и отчёты, занимаются наукой. Им совсем не до социальных сетей.

Пётр Михайлович Прозумент, руководитель направления по работе с ключевыми заказчиками ООО «Телеком Интеграция»

Самое главное - понимание того, что если даже тебе что-то сейчас не нравится, не надо опускать руки и писать заявление о переводе или уходе, вполне возможно, через некоторое время ты поймёшь: это нужно и важно! Не бросать, а идти до конца. Тем более, никто не мешает параллельно осваивать и ещё что-нибудь, для души. Некоторые бросают нелюбимый вуз после 1, 2 и даже 4 курса, но я убеждён - это неправильно, надо доучиться, поработать, и уже потом станет понятно, что к чему. Вполне возможно, на рабочем месте у тебя будет очень хорошая команда, друзья и коллеги. А по мере трудовой деятельности, человек всё равно будет расти, совершенствоваться, овладевать другими компетенциями. Очень может быть, через некоторое время он сменит сферу деятельности абсолютно безболезненно, естественным образом.

А пытаться с первого раза найти то, что тебе нравится, поступить туда, куда хочешь, а затем пойти работать по специальности, в которой ты очень хорошо разбираешься и стремишься самореализоваться… Увы, такой сценарий крайне маловероятен. И к этому надо быть готовым. А ещё надо помнить: одни профессии нравятся, другие - кормят. Тут как с женщинами: одних любят, на других женятся.

Григорий Александрович Шабанов, проректор по учебной работе РосНОУ, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ

Есть несколько подходов к выбору вуза. С одной стороны, люди могут руководствоваться статусом вуза, останавливаясь на тех, которые более престижны, известны, там дают хорошее образование, гарантирующее трудоустройство. С другой - выбирать не вуз, а образовательную программу, неважно, где она реализована. С третьей - поступать, куда угодно, лишь бы на бюджет.

Моя позиция такова: готовиться к поступлению в вуз надо заранее, при этом следует тщательно изучить весь список предложений, постараться посетить как можно больше Дней открытых дверей в разных образовательных организациях, чтобы иметь о них максимально полное представление. Но поскольку результаты ЕГЭ трудно спрогнозировать, имеет смысл распределить все вузы на 5 категорий:

1) вузы моей мечты, в которые поступают при самом благоприятном стечении обстоятельств (МГУ, Физтех, СПбГУ)

2) авторитетные вузы, гарантирующие качественное образование (МГИМО, РУДН, МИФИ, МИРЭА, ВШЭ)

3) вузы, имеющие благородные традиции, но не столь требовательные к ЕГЭ, поэтому туда можно поступить и со средними баллами (Бауманка, МАИ, РГСУ, РосНОУ)

4) вузы, в которые можно поступить на бюджет, даже с не самыми высокими баллами (Институт мировых цивилизаций, Международный юридический институт,)

5) вузы, куда можно поступить только на платное отделение.

Необходимо определиться с приоритетами: сюда вы хотите попасть в первую очередь, сюда во втору, далее по списку. И уже потом планировать будущее.

А ещё я бы посоветовал составлять таблицу, в которую, напротив каждого желаемого вуза были бы прописаны образовательные программы, проходные баллы, количество человек на одно место, место в рейтинге, дополнительные бонусы и пр. В одном хорошая самодеятельность, в другом - спорт, в третьем - выдающиеся преподаватели, в четвёртом - отличная материальная база.

Игорь Сергеевич Зонн, доктор географических наук, академик РАЕН.

Очень сложный вопрос, потому что касается самой главной проблемы всей жизни - проблемы выбора. Я считаю, чтобы сделать правильный выбор (профессии, университета, работы, даже своей второй половинки), надо хотя бы приблизительно понимать, чего ты сам хочешь, к чему стремишься. А потом уже соотнести это с тем, что тебе предлагают. И, конечно же, не надо бояться перемен, особенно сегодня, в век нестабильности. Я сам за свою жизнь трижды поменял сферу деятельности, и не жалею об этом. Хотя поступал именно туда, куда хотел - на геофак МГУ. Но сегодня молодёжь другая, она не слушает взрослых. Она почему-то не хочет мыслить стратегически, на несколько шагов вперёд, предпочитая выгоду здесь и сейчас. А надо учиться тому, что понадобится не сегодня, и даже не завтра, а послезавтра. Потому что за то время, пока ты будешь учиться, очень многое успеет произойти. Вы спросите - а как же можно полюбить то, что только когда-то будет, если я люблю то, что есть? Мой совет: просто учитесь, и в процессе обучения станет понятно, куда ветер дует, каковы тенденции развития науки и экономики. Просто надо быть открытым к переменам, не бояться их, интересоваться всем новым.

И даже если ты закончил вуз, поработал и понял, что это не твоё, не переживай - не существует абсолютно ненужных знаний, и всё, чему тебя учили, обязательно пригодится когда-нибудь. А что касается работы - существуют же сегодня курсы переподготовки, многие компании готовы взять человека даже с непрофильным образованием, если видят, что он готов к росту и развитию.

Евгений Васильевич Ивашкевич, кандидат физико-математических наук, ректор Центрального университета.

В вузы сегодня поступают по результатам Единого госэкзамена. Да, ЕГЭ - замечательный инструмент, который позволяет оценить выпускников… но только по одному параметру. Поэтому мы отбираем ребят не только по нему, но и по целому ряду других параметров, включая результаты конкурсов, олимпиад, соревнований, собеседований и т.д. Более того, мы начинаем работать с ребятами задолго до того, как они закончили школу, проводим выездные мероприятия, игры, читаем им лекции, организуем встречи с нашими преподавателями. Словом, действуем на опережение. Из чего следует, что при выборе университета следует обратить внимание ещё и на то, как тот или иной вуз относятся к своим будущим абитуриентам. И, кстати, к своим выпускникам, в плане их трудоустройства.

Дмитрий Владимирович Растягаев, проректор по информационным технологиям РосНОУ, кандидат физико-математических наук, доцент

Я бы сказал так: выбирая, куда поступить, надо иметь в виду, где выпускник этого вуза сможет потом найти работу, где расположен вуз и насколько далеко до него добираться, есть ли там общежитие, а ещё - какая студенческая жизнь кипит в этом вузе, и есть ли она там вообще. Потому что вуз - это не только обучение, но и воспитание, социализация, самореализация, и часто бывает, что человек поступает на врача, а становится артистом, потому что в этом вузе был хороший театральный кружок. Или поступал на геофак, а стал бардом.

Ещё можно было бы пожелать абитуриентам не лениться и сдавать больше ЕГЭ по выбору, чтобы потом шире был выбор вузов. Но тут, понимаю, есть свои сложности.

Когда я сам заканчивал школу, у меня был огромный выбор, который я свёл к двум главным позициям - либо мехмат МГУ, либо Физтех. Я обожал физику, но понимал: любовь любовью, а надо же думать, где потом можно будет применить полученные знания. Безусловно, есть случаи, когда человек несколько раз поступал в один и тот же вуз, потому что был одержим целью попасть туда. И поступил, стал хорошим специалистом. Однако это, скорее, исключение, обычно люди подходят к делу более трезво.

Безусловно, вообще всё начинается с интереса, и развивается тоже на нём, но надо всё-таки думать и наперёд.

С другой стороны, если вы, к примеру, увлечены каким-нибудь крайне невостребованным направлением - скажем, историей древнеперсидского языка, с одной стороны, вам здесь, в России, будет очень сложно найти работу по этой специальности. С другой стороны, глубокий знаток чего бы то ни было - это всегда уважаемо и благородно. И, кто его знает, вдруг вы окажитесь единственным в стране, а может, и на континенте, специалистом в этой области!

Как бы то ни было, человек - существо социальное, он должен прислушиваться к мнению других, но всё-таки не повиноваться чужой воле, а принимать к сведению чьи-то мнения, и на их основе уже делать свой выбор. И нести за него ответственность.

Игорь Владимирович Дарда, проректор по качеству образования и аккредитации РосНОУ, доктор технических наук, профессор, почетный работник сферы образования РФ

Если бы передо мной сейчас встала проблема, куда поступать, я бы постарался соотнести свои желания с возможностями. Для этого пришлось бы проанализировать сайты вузов, которые меня заинтересовали, просмотреть отзывы о них в социальных сетях, изучить статистику поступления прошлых лет. Получится некий рейтинг, в котором все они расположены от самого желаемого к тому, куда я смогу поступить с большой долей вероятности. «Запасной аэродром» нужно иметь всегда.

Кстати, из года в год проходные баллы на одно и то же направление в одном и том же вузе могут меняться, причем как в одну, так и в другую сторону. Этот момент сами вузы используют для мотивации абитуриентов - мол, смотрите, на такое-то направление подготовки проходной бал меньше (или больше), чем в прошлом году. Что определённым образом позволяет расширить границы возможного для поступающих.

Это в теории. А на практике часто получается совсем иначе. И человек может выбрать вуз не «благодаря», а «вопреки». То есть, действуя от противного. Например, когда у него в городе есть, скажем, строительный или военный вуз, и он, вместо того чтобы ориентироваться на них, делает вывод - нет, вот сюда я точно поступать не буду. (Во многом потому, что у него там работают или учатся знакомые, родственники, и они формируют негативный образ этого вуза.)

Такое тоже следует иметь в виду.

В остальном, соглашусь с коллегами, следует исходить как из эмоционального, так и из рационального начала: нравится выращивать растения - поступаю в сельскохозяйственный, нравится изучать прошлое - поступаю на исторический, и т.д. А родителям совет простой: пусть ребёнок, выслушав ваши советы и аргументы, делает выбор сам. Даже если этот выбор вам не понравится, не нужно его отговаривать - в конце концов, он самостоятельно принял первое в своей жизни серьёзное решение, и должен понимать, какая ответственность на него ложится.

Хуже, когда школьники вообще не хотят ничего делать и никуда поступать. Возможно, это именно потому, что всё это время за него кто-то принимал решения.

Previous post
Up