НАЙК

Aug 09, 2023 19:43


Многие западные бренды мы воспринимаем именно в английской интерпретации, подчас забывая тот факт, что изначально они были латинскими или греческими, а значит, читались совсем иначе. Например, американцы очень гордятся (и, надо сказать, по праву) корабельной многофункциональной системой "Иджис". И мы, вслед за ними, повторяем это слово. Хотя пишется оно "Aegis", а происходит от греческого "эгида" - тот самый щит, которым ещё Зевс защищал своих союзников от врагов. Находиться "под эгидой" - значит, быть хорошо защищённым. К слову, щит этот изначально был обтянут козлиной шкурой (αἶξ, αιγός - коза).

То же самое и с другими названиями. Тот же НАЙК - это всего лишь название древнегреческой богини победы Ники (Νίκη), которую римляне называли Фортуной. А если учесть, что НАЙК выпускает спортивную одежду и обувь, это название очень даже подходящее. Но, блин, Ника и НАЙК звучат по-разному!.. Интересно, что в самой Америке и других англоязычных странах прочтение этого слова как "naɪk" считается вполне себе нормальным, хотя оно противоречит правилам английского языка, о чем много раз заявляли представители компании.



Фото с сайта https://www.центрбега.рф/catalog/odezhda_v_nalichii/zhenskaya_odezhda/topy_mayki/top_nike_chern_belyy_svush/?oid=34205


Впрочем, юридически правильное (с точки зрения международного законодательства) название этой компании - Nike, Inc. Ещё главный офис находится в Бивертоне, штат Орегон, а заводы разбросаны по всему миру, причём в самих Штатах их почти нет. Что ничуть не мешает, а может, даже и помогает НАЙК оставаться самым дорогим спортивным брендом в мире. Возможно, потому, что, по словам правозащитников, её продукция производится на фабриках, где нарушается трудовое законодательство.



Однако мало кто знает, что изначально эта компания называлась по-другому - Blue Ribbon Sports, именно это словосочетание было закреплено при открытии фирмы 25 января 1964 года. А НАЙК, точнее, Nike, возникло лишь в 1978 году. Отцами-основателями компании являются Фил Найт, который тогда был ещё студентом Орегонского университета и бегал на средние дистанции, а также его тренер Билл Бауэрман.

Сначала Blue Ribbon Sports занималась тем, что перепродавала японские кроссовки, причём делали это буквально с машин. Но потом бизнес стал развиваться, появился собственный магазин, и удачливый студент с тренером стала производить спортивную обувь собственного дизайна.

Начиная с Олимпиады 1972 года, компания начала сотрудничать с известными и перспективными спортсменами для продвижения своей продукции. Ещё через два года открылась первая фабрика Blue Ribbon Sports в США, в Нью-Гемпшире, затем вторая - в штате Мэн. Но потом производство было перенесено в другие страны.



Фото с сайта https://krossovki-original.ru/делают-ли-кроссовки-найк-во-вьетнаме/
Считается, что именно благодаря переименованию и агрессивной рекламе НАЙК удалось сбороть главного конкурента - немецкую компанию АДИДАС. По крайней мере, по производству обуви в 1979 году на НАЙК приходилось половина продаж на этом рынке. Тогда же начали выпускать и спортивную одежду.

Во целом ряде стран продукцию под этим брендом бойкотировали из-за того, что рабочие, занятые на её производстве, трудились в рабских условиях. Однако это не помешало НАЙК очень скоро выйти на первое место в США, потеснив другого своего конкурента - Reebok. А потом началась эпоха поглощений, в ходе которой НАЙК приобретала всё новые и новые компании, производящие аналогичную или другую спортивную продукцию.



Фото с сайта https://mbs10.ru/nike-air-force-kırmızı-siyah-k.html
И на сегодня эта компания - один из мировых лидеров по продаже спортивных товаров в мире. Несмотря на то, что 120 её фабрик находятся во Вьетнаме, Китае, Корее, Камбодже, Мексике, Индонезии и других странах мира, основным рынком сбыта являются США, на них приходится около 40 % продаж. В самих Соединённых Штатах открыто 344 магазинов, а по всему миру - ещё 702 магазинов.

Но, несмотря на столь грандиозные успехи, расходы на продвижение бренда (рекламу и спонсорские контракты) составляют около $3,5 млрд в год. Хотя, как мы прекрасно знаем, многие представители крупных корпораций в нашей стране на все 100% уверены, что их контора абсолютно не нуждаются в рекламе, более того, люди сами должны платить за право рассказывать о ней публично и упоминать её название.

Что же касается очень простой и узнаваемой эмблемы НАЙК - изящной "галочки", то за её создание Кэролин Дэвидсон, на тот момент студентка-дизайнер Университета Орегона в Портленде, получила гонорар в $35. Возможно, в 1971 году для американского студента это тоже было очень неплохо.



Напомню, что разработчику логотипа другой спортивной компании - Puma в 1967 году предложили на выбор: либо отчисления с продаж в размере одного пфеннига (1/100 дойчмарки) за каждый проданный продукт с этим логотипом, либо фиксированная выплата 500 дойчмарок (по текущему курсу - 256 евро). Лутц выбрал деньги, а еще попросил пару кроссовок и сумку. И потерял шанс стать феноменально богатым человеком.

Справедливости ради стоит отметить, что в 1983 году председатель совета директоров Nike Фил Найт отметив вклад Кэролин Дэвидсон в святое дело обогащения компании, вручил ей украшенное бриллиантами золотое кольцо и некоторое количество акции компании (на какую сумму - коммерческая тайна). Но, у верен, если сравнить эту "галочку" с другой, которая присутствует на логотипе компьютерной компании Symantec, то вряд ли Найт сумел предложить больше, чем 1 миллиард 280 миллионов долларов, заплаченные за тот проект.



С 1997 по 2008 годы НАЙК был поставщиком формы футбольной сборной России. А после 23 июня 2022 года компания заявила об уходе с российского рынка.



Фото с сайта https://milye-kartinki.ru/pics/древнегреческая-богиня-ника-фото/
Ника - древнегреческая богиня победы, дочь титана Палланта и богини реки Стикс.

Воспитывалась вместе с Афиной, поэтому всегда ассоциируется с победами. Воевала вместе с Зевсом против титанов и гигантов, будучи "водителем божественной колесницы".

Считается покровительницей всех военных предприятий, гимнастических и музыкальных состязаний и торжеств, совершаемых по случаю успеха. Её изображают крылатой или стремительно летящей. Атрибуты богини - повязка и венок, позднее также пальма.

Приглашаю подписаться на мой Дзен.канал "Эпонимы и Мы".
Там этого добра навалом. И даже больше.

терминология, эпонимы, не реклама, история

Previous post Next post
Up