Обратите внимание на важный нюанс - не "религия в (!) СССР", а "религия СССР". Социум без религии вполне может существовать, таких примеров в истории полно. Религия не является чем-то необходимым и неизбежным. Однако фактом является то, что в СССР религия была. Я имею в виду не христианство (православие). И не марксизм, который стал догматизированной идеологией, многое у религии позаимствовшей. В СССР неявно проповедовалась квазирелигия народа - нечто схожее с новой религией Конта. Культурные изменения в 19 столетии привели не столько к вытеснению идеи бога, сколько к замене религиозного смысла на светский. Место бога занял человек. Различные версии человекобожества можно найти, к примеру, у Фейербаха или Штирнера. Человек в такой мировоззренческой системе заставляет вспомнить Мюнхаузена, вытаскивающего самого себя из болота. Человек, порождающий себя. В религиозной картине мира человека создал бог, а его самого - никто, и бог вообще не имел начала. Здесь человек уподобляется богу, заменяя его. Сверхчеловек-богочеловек. Человек, очевидно, не безначален. Тем не менее, пренебрегая его биологической сущностью и концентрируясь на культуре и психике, можно, в каком-то смысле, сказать, что он "сделал себя". Если брать людей в целом, большие массы - но только не единичного индивида. Антропоцентризм парадоксален пренебрежением к конкретному человеку. Религия Народа человека (личность) вовсе игнорирует.
Антропоцентрический мировоззренческий (а также философский, но не научный) поворот неизбежно приводит к подставлению на место бога Человека-человечество, в ущерб, а не в пользу человеку-личности. Проще говоря, идет сдвиг в сторону почитания абстракции общества. Почитанию государства (и вообще Системы) мешают и нынешние проявления, и историческая память. В СССР старались не выпячивать государство, подчеркивая интернационализм и космополитизм. Даже когда действовало именно государство, старались пользоваться эвфемизмами и метафорами. К примеру "Родина", особенно во время войны. Человек, который бы не пошел воевать за СССР, воевал за Родину. То есть - в его представлении, за родных, за свой дом. Чтобы рядовой винтик Мегамашины делал то, чего от него ждут, он должен принимать - пусть неосознанно - религию "народа". Наверное, лучшей иллюстрацией этой религии было выражение "враг народа", которое активно использовалось во время сталинского террора. Человек, каждый человек, есть по определению часть народа. С другой стороны, народ - не личность, он не думает, не желает и не принимает решения. Мнимое демократическое "большинство" - вовсе не синоним народа. Религия народа на самом деле есть культ Системы, мастерски замаскированный.
Когда в 1907-1908 годах некоторые образованные коммунисты (Луначарский, Горький и др.) сформулировали богостроительтсво - новую религию почитания Народа, Ленин её резко осудил. Но потому ли, что он был не согласен с главной идеей этой новой религии, или потому, что был достаточно прагматичным и дальновидным политиком? Я уверен, что богостроительство отрицалось не на деле, а на словах. Никто - особенно за границей - не должен знать, что в СССР есть не только идеология, но и религия. Одной идеологии мало - она не проникает в сердце, не воодушевляет, не может повести человека к жертвам, вплоть до самопожертвования своей жизнью. Каконизировать бросавшихся на амбразуру - то же, что почитать христианских мучеников за веру. Здесь имеет место культивирование фанатизма, фанатизма религии Народа. При этом было ли такое самопожертвование на самом деле, и почему именно совершено, если было - для идеологов не важно. Они создавали свои "жития", свои мифы с восхвалением верности Родине (читай: Народу).
Религия СССР с одной стороны, искусственная, с другой - вовсе не произвольная, иной и быть не могло. На место бога нельзя было поставить абстрактного человека, нельзя технический прогресс, нельзя государство, нельзя - природу. Бог требовал замены другим метафизическим конструктом, и такая замена была осуществлена, только скрытно. Религия СССР никогда открыто не провозглашалась, и после падения СССР её никто не исследовал. Характерно, что чрезвычайно важное, хотя и кратковременное, течение в марксистской мысли - богостроительство - замалчивалось и искажалось (если замолчать было нельзя). "Исповедь" Горького почти никто не читал, первое исследование этого интересного произведения вышло уже после падения СССР. Хорошо, если бы кто-нибудь наконец взял на себя труд хотя бы вкратце проследить зарождение и развитие этой религии, выявить связи с религией Конта и другими философскими течениями 19 века. Это задача не только для историков, но и для религиоведов. Изучение религии СССР может много дать нам для познания самого феномена религии. Особенно учитывая, что эта религия не исчерпала своей роли и по-прежнему актуальна как инструмент Системы, который может быть использован против нас.