Сразу оговорюсь, что ценностью ничто само по себе не обладает. Сколько бы ни думали по-другому представители различных типов мировоззрения. Нет априорных, абсолютных ценностей. Любая ценность - продукт нашего сознания. Мы придаем вещам ценность. Иначе говоря, выделяем некоторые вещи среди других по произвольно выбранным критериям. Поэтому
(
Read more... )
//человек может что-то и недооценивать, но это уже его проблемы//
Разумеется. Оценка и её последствия - дело человека. "Недооценка" - это ваша (или чья-либо ещё) точка зрения. Я не говорю, что все ценности равны и не важно, какую выбирать. Но это не отменяет произвольности оценки.
//идею отрицания каких-то чисто человеческих представлений об "априорной" ценности, скажем, человеческой жизни//
Добавлю: и не только человеческой.
//Однако если посмотреть на "овощное" существование человека с точки зрения описанной мной выше Ценности//
Пока я не понял, что вы подразумевали под Ценностью, но то, что какая-то ценность присуща жизни - это неприемлемо. Жизни присущи качества, достоинства, а мы уже их (и её саму) считаем за ценность. Жизнь ценна постольку, поскольку мы её ценим. Что бывает не всегда и не у всех.
Reply
Вот Вы говорите: "ценность -- то, что человек ценит". Но у меня это не так, хотя и имеется связь. Давайте рассуждать так. Человек ценит то, что обладает для него какими-то "полезными" свойствами. Например, хлеб может утолить чувство голода, и этим он для человека полезен. Но вот само это свойство хлеба, а не какого-нибудь камня, обладать определёнными свойствами -- оно ведь заложено "природой", а не выдумано или задано человеком? Мы не умеем "превращать камни в хлебы", и не умеем создавать у себя во рту вкус халвы, повторяя её название. Это и значит, что ценимые нами вещи или явления имеют какую-то уже "заданную" основу, которую мы не можем ни отнять у этих вещей, ни добавить.
Не могу также согласиться с утверждением, что сама ценность "произвольна". Конечно, я могу не ценить что-то, что для другого человека представляет ценность. По какой причине? Может, у меня этого имеется в избытке, а может, я не умею пользоваться какой-то вещью. Например, "дикарь" не может оценить преимущества "айфона" в смысле невозможности им воспользоваться. Но это не значит, что сам "айфон" не обладает ценностью, под которой в данном случае понимается возможность позвонить с его помощью за тысячи километров. Вопрос о том, а надо ли вообще звонить, я пока оставляю в стороне, но даже если и не надо (может, надо сеять "рожь и овощи" вместо этого), то это не отменяет самого факта: что по "айфону" позвонить можно, а при помощи пластмассовой мыльницы -- нет.
У людей нет единого представления о степени ценности тех или иных предметов -- с такой формулировкой я бы согласился. Но сама наделённость предметов какими-то свойствами, которые кому-то в принципе могут понадобиться -- она ведь не зависит от нас.
Насчёт "априорных" представлений о ценности жизни мне нечем и не на что Вам возразить: здесь я со всем сказанным согласен.
Reply
Несогласие с позицией другого человека не мешает мне понимать.
//Человек ценит то, что обладает для него какими-то "полезными" свойствами//
Нет. Хотя должен бы. Ценности могут быть ориентированы на что угодно. Возьмите религиозные ценности. Вы рассматриваете частный случай. Человек ценит нечто в силу его полезности. Но здесь надо различать 1) свойства вещи, 2) полезность вещи для человека (что свойством не является) и во многом зависит от самого человека, его умения использовать эту вещь, 3) оценка вещи. Оценка может быть обусловлена полезностью, но не тождественна ей.
//Но вот само это свойство хлеба, а не какого-нибудь камня, обладать определёнными свойствами -- оно ведь заложено "природой", а не выдумано или задано человеком?//
И то, и другое. Мы оперируем мысленно не со свойствами как таковыми, а с их описанием.
//Но это не значит, что сам "айфон" не обладает ценностью//
Именно это и значит. Ценность условна и относительна.
// под которой в данном случае понимается возможность позвонить с его помощью за тысячи километров//
Это свойства, возможности. Но не ценность. Да, по айфону позвонить можно - если есть связь (сигнал сети). Представьте себе человека с айфоном через двести лет, после конца цивилизации. Эта возможность исчезнет. Ценность же - отдельный разговор. Она не вытекает из свойств.
//Но сама наделённость предметов какими-то свойствами, которые кому-то в принципе могут понадобиться -- она ведь не зависит от нас.//
И это неточно. Зависит. Причем некоторые случаи вы сами упомянули. Однако мне непонятно, на каком основании вы жестко привязываете ценность к свойствам. Ценность - это отношение. По вашему, если женщина красивая и добрая, то это означает, что мужчина её любит? Автоматически?
Reply
Не поделитесь своими соображениями: существуют ли в принципе безусловные ценности, к примеру - что-то типа кантовского категорического императива?
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment