Заботиться ли о завтрашнем дне?

Feb 28, 2012 00:10

     Пожалуй, самое интересное в учении Иисуса - призыв не заботиться о завтрашнем дне. “Итак не заботьтесь о завтрашнем  дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы” (Матф.6:34). Первым приходит в голову понимание этой фразы как "не думайте о будущем", однако такая трактовка полностью неверна. Сам Иисус часто говорил (пророчествовал) о будущем, о Суде. На то, какой смысл был вложен в эти слова, указывает контескт. Раньше сказано: "не заботьтесь для души /=жизни д.д./ вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. ... Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их." (Мф.6,25-26). То есть в разбираемой фразе речь идет не о планировании будущего и тем более не о беспокойстве о будущем, а о труде для накопления. Такой труд составляет особенность сравнительно новой для евреев земледельческой культуры. Пророкам, в том числе Иисусу, ближе кочевой образ жизни с упованием на милость свыше, иначе говоря - на природные дары. Под заботой подразумевается действие, а не мысль, именно так понималось это слово в старину.
     Чем мотивировался отказ от заботы о завтрашнем дне? Архаической, по сути даже не ветхозаветной, а ещё более древней установкой на то, что пища не есть продукт усилия человека, а дар ему. Не заботиться о завтрашнем дне в свете этой установки означает доверить свою жизнь высшим силам. Не богу в позднем религиозном понимании, а предкам, стихиям, тотемам и другим покровителям. Этот подход к миру противоположен "инженерному" подходу, в котором доминирует установка на преобразование и планирование. Дополнительным свидетельством неправильности накопления служила порча запасов (ржавчина, моль, мыши и т.д.). Если мы абстрагируемся от религиозного подтекста, что в данном случае правомерно, то евангельский призыв соответствует примитивному образу жизни доземледельческих племен. Когда строились недолговечные жилища, делались вещи из дерева, кожи и других сравнительно непрочных материалов.
     Теперь о психологическом плане данного вопроса. "Забота о завтрашнем дне" - это, по сути дела, стресс. Человек беспокоится о том, чего ещё не случилось и старается перестраховаться, накопить с запасом. В своём труде он исходит не из потребностей, которые чувствует, а из умозрительных планов и из устремлённой в будущее мечты. Для экспансионистской преобразовательной культуры нет другой подходящей установки, кроме "заботы о завтрашнем дне". Эта же "забота" дает власть государственной структуре и чиновникам. Труд ради своего благополучия оборачивается закабалением. Иисус в качества примера приводит растения и животных, тем самым показывая, что никакой особой техники и социальной структуры для существования не нужно, можно прожить и так, милостью природы. Конечно, эта позиция не учитывает перенаселённость, которая в корне меняет положение вещей. Норма старого мира применяется к новому, изменённому миру. Значит последовать такой рекомендации могут только единицы, отдельные люди. Христианство как религия государственная, давно забыла слова основателя. В нашем веке "не заботиться о завтрашнем дне" призывают только анархо-примитивисты...

П.С. Чтобы мой пост был понятнее, напомню, что не всё в религиях сугубо религиозно.

Иисус, христианство, накопление, труд, примитивизм

Previous post Next post
Up