Социальное разделение

Sep 22, 2011 20:19

      Сразу хочу выдвинуть некоторые принципиальные тезисы. Я не могу признать, что есть разделение на богатых и бедных. Это бессмыслица. Богатый - "тот у кого много богатств", причем не только денег. Если богач вложит свои деньги в недвижимость - он сразу беднее не станет, может даже стать ещё богаче. Сказать, что образличие - не разделение и не дихротомия. щество делится на богатых и бедных - всё равно что сказать, что общество делится на высоких и низких или на южан и северян.  Но разделения в социуме есть. Государство построено на разделении, хотя в наше время используются другие способы контроля за людьми. Социальное разделение всегда проводилось по формальным признакам. Использовались специальные знаки, особая одежда, предписывалось иное поведение. Хотя по самому звучанию социальное разделение подразумевает деление общества, на самом деле сегрегация указывает на отсутствие общества. Обществу присуще единство, а дробление на классы/слои/замкнутые группы говорит о том, что мы имеем дело с псевдообществом. Государство с самого начала являлось псевдобществом. И для государства разделение труда, плюс дескриминация по выполняемым функциям - неотемлемая черта. Труд здесь, конечно - условный. Скорее "разделение функций" или "разделение прав". Такое же разделение проводилось и по отношению к другим народам, то есть расизм на самом деле не имеет ничего общего с идеей этнической исключительности. Это имперская идея. Возьмите для примера "дух Ямато".
      Социальное разделение - черта определённого периода в истории. "Капитализм" чужд сословности и формальному разделению людей. Сословность родилась после выделения воинов из числа общинников. Воины стояли уже "вне", но превратили это "вне" в "над" с помощью насилия и идеологии. Духовенство тоже стояло "вне", а оказалось "над". Аристократия превратилась в сословие только с возвышением людей войны. Античная аристократия не представляла особого слоя людей. "Благородная кровь"? Да кровь особо никого не интересовала. Родовитость важна для передачи титулов и имения по наследству. Знатность, "благородство" важны были не сами по себе - это признак положения и статуса. "Дворянин" по смыслу - всегда "стоящий выше крестьян и мещан". Образование обособленного сегмента социума неизбежно приводило к внутренней социальной конфликтности и ущемлению иных слоёв социума. Людей стали использовать как скот. Первое историческое разделение - раб и свободный.
      После длительного бытования и развития социальное деление пропадает. Классы - абстракция, тогда как касты и сословия имели место в реальности. Экономическое положение не может быть признаком человека. Богатый может быть "вельможным", но за ним ничего не закреплено. Потеряв деньги, он потеряет и свои возможности. Таким образом, мы должны признать только разделение, закрепленное законодательством и обычаем. Классы имели место в 19 веке как своеобразное продолжение сословий. Сословия передали классам некоторые свои признаки, поначалу класс и был сословием. Затем то, что называют классами - исчезло. Уже давно в цивилизованных государствах нет социального разделения. Отсюда не следует, что есть единство и повсеместное благополучие.
      Самые интересные случаи - когда представитель сословия выступает против своего сословия и его интересов. Как Кропоткин и отчасти  Лев Толстой. Как Маркс и Ленин. Примечательно, что они не игнорируют сословных границ, а переворачивают их. "Кто был ничем - тот станет всем". Отсюда вытекает, что кто был всем - станет никем. По идее, в государстве, отменившем классы, не может быть господства "рабочего класса". Либо классов нет, либо "классовая борьба". В наше время трудно понять, что когда-то сословия и классы были реальностью. Мы воспринимаем самурая как воина с мечом, обычно знатного, а не как раба своего господина и такого же полновластного хозяина подчинённых самураев или бесправных крестьян. Разделения между людьми не только меняли социум, они меняли отношения и самих людей. Определить сословие, к которому человек принадлежит, означало узнать о нём многое. Маскировка ниндзя в первую очередь состояла в изображении себя крестьянином/торговцем/монахом/воином/стражником и т.д. Подобные социальные разделения ушли в прошлое безвозвратно. Но для понимания прошлых веков нам необходимо представлять, каковы были эти разделения (а также где их нет).

средневековье, история, социология, государство, сословия

Previous post Next post
Up