Jul 07, 2011 22:24
Ничто меня не удивляет больше, чем вера в то, что государство заботится о гражданах и надежда на улучшение жизни в результате деятельности государства. Соотношение элементарно: чем больше полномочий и возможностей у государства и его представителей, тем меньше независимости и воли у отдельного человека. Государство - поработитель людей. Может ли рабовладелец заботиться о своих рабах? В каком-то смысле - да, только исходя из своих собственных интересов и в меру необходимости. Можно заботиться и о скоте, разводимом на убой. Государство, несомненно, много дает людям. Только что дает и откуда? Всё, что индивид получает от государства, он получает от себя же и других таких-же, только меньше, чем отдает. Не исключая и безопасность. Основная угроза исходит не от преступников и бандитов, не от нарушителей закона, а от государственной системы. Государство инициирует войны и провоцирует бунты и революции. Государство разворачивает геноцид и забирает в армию, где немалый шанс потерять здоровье и даже погибнуть в самое обычное мирное время. Страна, не подвергающаяся угрозе, может послать своих граждан воевать за её пределами, послать их на смерть (напр., американцы во Вьетнаме). По той же причине нельзя иметь личное оружие. Не о безопасности беспокоится государство, а о собственной устойчивости. Государство покоится на контроле. Оно возникло как результат захватнических действий бандитов, и никогда не утратит враждебности к народу.
Надеяться на государство? Не смешите. Даже с учетом того, что иначе массы не могут существовать, государство благодетелем не становится. Его милости - подачки. Спор и противостояние с государством невозможны. Различные радикальные "левые" движения, включая анархистов, давно обломали о государство зубы. Переход к таким формам как стачки, диверсии, террор, бомбы и прочее - проявление беспомощности. Любые контролируемые беспорядки лишь усиливают государство. Государство - не то, что можно по желанию разрушить. Любая революция приводит к смене власти - и не более того. Коммунисты, следуя за Марксом и Энгельсом, осуждали государство в его "капиталистической" форме, но все коммунистические государства оказались ещё более сильными и репрессивными. В данном случае я не критикую коммунизм, а показываю утопичность (или, как вариант, дезинформирующую обманчивость) призывов и мечтаний об угасании гсоударства. Только с крахом цивилизации рухнет и государство, составляющее её костяк, её ядро. В наступающие смутные времена экологических и продовольственных кризисов мы должны ждать крупных неприятностей от государства. Государства будут и дальше цепляться за свою целостность и мощь, жертвуя жизнями и здоровьем миллионов. Иллюзии "социального государства", возникшие в 20 веке на волне подъёма благосостояния и богатства (следствие быстрого ограбления и истощения природы), скоро развеются. Даже самые упрямые останутся один на один с горькой правдой. Но пока что вера государству и в государство не ослабевает. От него ждут мира, сытости, спокойствия, процветания. Так, как раньше ждали милостей от воображаемого всевышнего Бога. Государство, в отличие от Бога, реально, но граждане для него не подобны собственным детям. Государство - Мегамашина, а люди - сырье. Верующим в государство их вера не поможет. Борцы с государством тоже своего не достигнут, да они и не представляют, чем можно его заменить. Все пляшут вокруг государства и его проблем, ломают голову над политикой и играют в демократию. Переориентирование жизни, усиление автономии - самое разумное в данной ситуации. Чем меньше мы будем зависеть от государства, тем обоснованнее станут наши надежды на лучшее будущее.
социология,
народ,
государство