Feb 16, 2011 19:49
В отличие от многих, я думаю, что дети - это люди. Не в том смысле, что гомосапиенсы, а в том смысле, что полноценные люди, которые имеют свои желания, стремления, волю, мысли, взгляды. Если взрослый человек "самоценен" как индивид, то ребенок - не менее самоценен. Делить людей по возрастам - древняя привычка, идущая с эпохи обрядовых инициаций. На самом же деле дети интересны, зачастую более интересны, чем взрослые с высшим образованием. Почему? По многим причинам. Дети часто искренни, говорят то, что сами думают и чувствуют, а не что взрослые - где-то от кого-то услышали или прочли и сами не помнят, что в их сознании заимствовано и откуда.
Самое интересное в детях - их собственное. В любом цивилизованном государстве младенец рождается "диким". Наблюдая за ребенком, мы можем больше понять о человеческих потребностях, инстинктах, принципах работы разума, чем наблюдая за взрослыми. Но что же делает официальная наука - психология и иже с ней? Наука изучает не ребенка, а его подконтрольное развитие, то есть ни что иное, как усвоение ребенком культуры. Почти вся детская психология педагогична - она занята рассмотрением прочессов социализации и инкультурации, то есть дрессировки. Но ведь этот процесс мало говорит о самом ребенке, и даже то, что говорит - нужно специально вычленять, а таких задач не ставится. Так отношение к ребенку как "недовзрослому" определяет всю структуру и методологию "научного" педологического знания и детской психологии. Хваленая научная "объективность" в очередной раз оказывается мифом. Предвзятость - вот на чем строится изучение детей. Взрослые не видят и не слышат ребенка, они ищут в нем черты взрослого, причем взрослого определенного типа, стандартного взрослого данной эпохи и культуры.
В ребенке, конечно, интересна не только природная основа. Интересно его спонтанное, стихийное поведение. В этом плане особенно любопытно наблюдение за общением детей, не находящихся под контролем взрослых, между собой. Интересно разбирать рассуждения детей о каком-либо вопросе. Дети обычно логичны, подобно "дикарям", только взрослые обычно не замечают этих проявлений логики. И, может быть самое любопытное, когда дети способны увидеть и указать заблуждения взрослых, вскрыв противоречие в верованиях или общественных порядках.
Изучение детей - не менее важная часть настоящей антропологии (науки о человеке), чем этнография. Наиболее перспективные способы изучения - наблюдение и свободный диалог.
человек,
психология,
дети