Как сохранить примитивные племена

Jan 26, 2011 21:03

       Много написано в разных книгах, статьях, новостных заметках об угрозе исчезновения племен охотников и собирателей, племен, наиболее далеких от цивилизации. Много снято фильмов. Уже в 80-х годах 20 века таких племен осталось всего около двух десятков. Нужно учесть и крайнюю малочисленность каждого из этих племен. Веддов, кубу, пигмеев лесов Итури нельзя сравнить с ирокезами и масаями, их десятки и сотни, а не многие тысячи. Следует заметить, что исчезновение племен охотников и собирателей началось в глубокой древности, и далеко не только за счет перехода некоторых к земледелию и образованию государств. Почти каждое "цивилизованное" государство повинно в уничтожении примитивных и раннеземледельческих племен.
       Из новой истории можно вспомнить не только геноцид тасманийцев в начале 19 века, но и "чукотские войны" в Российской империи 18 века, и систематическое уничтожение с помощью насилия и болезней индейцев Бразилии, обитающих в лесной провинции Мату Гросу. В 1911 году умер последний представитель примитивного американского племени, которое было неизвестно белым, они даже не заметили его исчезновения. Если бы не антрополог Кребер и его труды, об Иши и его племени никто бы и не узнал. Оставшиеся племена нужно спасать, чтобы они избежали такой участи.
      Что осталось от последних примитивных племен сегодня - сказать трудно. "Окультуривание" быстро разрушает племя, и оно, продолжая существовать на бумаге, по существу исчезает. Племя - это люди, их образ жизни, их культура и среда, в которой они живут. Чаще всего под сохранением имеют в виду что-то одно, а не указанную целостность. 
      Запись этнографами нескольких сказок и описанием нескольких обычаев называют сохранением культуры. Превращение поселения аборигенов в туристический центр считается сохранением людей. О сохранении среды и образе жизни - невозможном вне этой среды - вообще почти не вспоминают. Вопрос следует ставить иначе - не о сохранении племен, а о поддержании изоляции племен. Племена благополучно существовали тысячи лет и любой (!) тесный контакт с цивилизованными людьми губителен, даже не говоря об уничтожении леса и болезнях. Потеряв свой образ жизни, представители племен чахнут, спиваются, теряют само желание жить и бороться за жизнь. 
      Они обречены, если мы сами не остановимся. Единственный способ обезопасить племена - создать вокруг них заповедники, подобные природным заповедникам. Тем более обычно места их обитания непригодны для земледелия - тропические леса, полупустыни и т.д. По существу, лучше всего будет совместить природный заповедник и "зону изоляции", которую не следует путать с резервациями. Резервации - специально отведенные для проживания аборигенов небольшие территории, куда их насильственно переселяют. Резервация всегда меньше на порядок исконной территории, не стоит забывать об отрыве от своей земли и зачастую о другом характере ландшафта резервации. "Зона изоляции" должна сохранять в неприкосновенности исконную среду обитания племени. Изоляция должна быть полной. Не нужно помогать лекарствами, едой и прочим - племя само может обеспечить себя пищей и растительными лекарствами, как и раньше.
       Любой контроль, любая помощь разрушает племя. Африканским бушменам запрещено охотиться на крупную дичь, за это выдается продуктовый паек. Это абсурд. Или не трогайте племя, или уж создавайте снова каргокульты, ставя аборигена в зависимость от подачек. Интересно, что зачастую аборигены могут лучше сохранить популяцию животных, хорошо зная на опыте, что к чему. И даже учёные-экологи проигрывают "конкуренцию". Был случай, когда индейцам (не помню, о каком племени шла речь) предписали убивать только старых и слабых животных, в строго ограниченном количестве. Точнее - заставили, несмотря на возражения "дикарей". В итоге, несмотря на строгое соблюдение условий, популяция начала таять. "Дикари" оказались правы. Любая забота о примитивных племенах есть вмешательство в их жизнь и разрушение традиционной культуры. но можно ли их изолировать, если сами племена дадут согласие?
       Во многих уголках мира давно предпринимаются меры для изоляции племен, и не только примитивных. Всех путешественников раздражало, что коммунистический Китай не предоставлял иностранцам доступа к разным малым народам, проживающим в стране. Но ведь это не военные объекты, какой же резон закрывать эти зоны? Для сохранения народа и его культуры. И коммунизм тут не причем. В Бразилии тоже вроде бы пытались сохранять племена, оберегая их от вторжения. Только вот недостаточно это делать на бумаге. Изоляция должна быть на самом деле. Но государство не может - и не особо хочет - её обеспечить. Кроме того, нет четкой и последовательной концепции сохранения племен. А откуда ей появиться, если те, кто в США и Европе больше всего возмущаются уничтожением племен - сами же своей "помощью" этим племенам вредят. Для США это ещё и рычаг вмешательства во внутренние дела других государств. Каков же выход? Только один, взять эту проблему под общественный контроль! Превратить декларативную заботу о племенах в действительное обеспечение их неприкосновенности. Вы скажете - это только добрые пожелания - каков механизм помощи?
        Отвечаю. Действия осуществляются только на основе договоренности специально созданных общественных организаций с государствами. Учитывая декларативные намерения государства - здесь не должно быть особых проблем. Зона изоляции должна не совпадать с территорией обитания племени, а превышать её. В пограничной зоне должны селиться энтузиасты. Те, кто хотят изучать природу этой местности, а особенно те, кто хочет жить "примитивной" жизнью вдали от цивилизации. Эти люди обеспечат безопасность племени. США устроит шум по поводу любого насилия даже над одним-единственным американцем, там проживающим. При постоянном информировании этими людьми мировой общественности - за их безопасность можно почти не беспокоиться. Государство окажет поддержку в случае нападении каких-либо банд. 
        Размещенные по периметру небольшие поселения добровольцев, не портящие среду, выполняют роль защитный фортов для племени. При этом эти добровольцы сами не контактируют с племенем, или контактируют минимально (с проведением предварительно медэкспертиз, чтобы никого не заразить). Все контакты осуществляются исключительно по инициативе и по желанию аборигенов. Это может стать особой формой экологического туризма, когда люди приезжают не исключительно для развлечения, а выполняют важную социальную задачу. Все добровольцы должны проходить предварительно курсы о жизни в данной местности и детально инструктироваться насчет контактов с племенами. Таким образом, решается и вопрос контроля за изоляцией племен, и сложная проблема поиска людей и обеспечения безопасности.  Это только общая идея, но думаю, если найдутся люди, которым небезразлична судьба племен, превратить эту идею в четкий план не составит трудности. Примитивистское движение может тесно взаимодействовать с программой спасения племен. 

экология, племена

Previous post Next post
Up