Три типа праздников

Jan 06, 2011 02:08


      Данный пост продолжает вчерашний разговор о праздниках. Здесь будет рассмотрена трансформация праздников, которую условно можно назвать "эволюцией".  Первобытный праздник выносится за скобки - он характеризуется спонтанностью, неформальностью. Эта совместная радость, незапланированный и нерегулярный пир не исчез совсем, и продолжает существовать в нашей жизни наряду с другими типами праздников, относящимися к определенным культурным формам.  Те тоже развиваются, не полностью вытесняя старый тип новым, а потому я отказался от рассмотрения трех типов как трех этапов развития праздника, хотя стадиально так и происходит. В некоторых обществах присутствует только один или два (первых) типа, в нашем - все три, зачастую совмещаясь по принципу матрешки. 
      Первый - наиболее древний и повсеместно распространенный тип праздников - языческий или, проще говоря, народный. В языческом празднике совмещается выражение эмоций по поводу природного/сельскохозяйственного явления, танец, музыка, пир, коллективное действо. Первый тип бесконечно разнообразен, чаще всего носит яркий и "дионисийский" характер. Центр языческого праздника - ритуал. Второй тип - религиозные праздники. Замечу - не сакральные праздники, не праздники, связанные с верованиями - таких множество в первом типе. Только религиозные (буддийские, христианские, исламские и т.д.). Вне конкретной религии данные праздники полностью бессмысленны. Третий тип - государственные праздники. Суть именно в том, что они инициирцуются государством, а не в том, что являются общегосударственными, то есть отмечаются всюду или получают госсанкцию. Рождество получает формально статус государственного праздника, но этот праздник сугубо религиозный, не несущий никакого государственного значения. Государственные праздники чаще всего приурочены к датам: независимости, конституции, основанию государства, революции, памяти государственных вождей и крупных государственных событий, профессиональных дней (подчеркиваю этот момент особенно).

                       ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Языческие праздники невозможно описать с помощью единого стандарта. Они бесконечно разнообразны. Что же в них общего? Они все социальны, проводятся общиной, родом, племенем, группой, тайным союзом. Эти праздники чаще всего регулярны, но их даты не произвольны. Основными являются праздники прихода весны и праздник урожая. Не праздновали в два отрезка времени - когда не было повода для радости (зима, сезон дождей, засуха и т.п.) и когда были заняты уборкой урожая. В этом принципиальное отличие языческого праздника от первобытного. Если в первобытности нашел-съел, то в земледельческом обществе праздник начинается не с момента созревания урожая, а после окончания труда по его собиранию (заготовке). У австралийцев праздник - "большая еда". Так же и в языческом празднике, но процесс добычи еды отделен от процесса её поглощения. Прототипом может служить разнесение во времени убийства охотником дичи и пира - пока мясо доставят к общей стоянке. Там, разумеется, временная дистанция мизерна. Получается, что праздник становится временем отдыха. Не потому, что земледелец трудился круглый год без отдыха, а потому, что праздник сразу следовал за периодом интенсивного труда. Когда труд стал постоянным, пришлось ввести и регулярный праздник - для отдыха. В Торе в Книге бытия описан именно такой праздник самого бога. Шесть дней бог трудился, на седьмой - отдыхал от "трудов рук своих". Некоторые ошибочно говорят о семи днях творения, когда их описано шесть. Седьмой - день отдыха, шабат (суббота). Христиане заимствовали шабат, только сместили его на первый день недели, поэтому воскресенье следует за субботой, по сути заменяя еврейскую субботу.  Интересно, что мы сейчас воспринимаем воскресенье просто как выходной, а в старину это был именно праздник. Праздновали вообще часто, что в некоторых странах и культурах сохранилось и поныне. Это наследие эпохи языческих праздников.
       Языческие праздники, как уже говорилось, ритуальны. Праздник без ритуала - не праздник. Это делает языческие праздники с одной стороны замкнутыми в рамках данной микрокультуры, с другой - необычайно интересными для внешнего наблюдателя. Многие праздники и ритуалы были не для всех даже в пределах сообщества, как инициации, женские праздники, мужские праздники. Представителям другой части группы было запрещено под страхом смерти присутствовать на этих ритуалах. То же относится и к чужакам. Это одна из причин, по которой описание языческих ритуалов - нечасто встречается в этнографической литературе. Не всех путешественников допускали. Одна из книг, посвященных описанию инициаций - П.Д. Гэсо "Священный лес". Как мы видим, праздники стали к тому же намного разнообразнее по поводам. Есть праздники "календарного цикла" - природные и земледельческие. Я вижу отличие доземледельческой и земледельческой культур, но земледельцы невольно тоже зависели от природных сил и природных циклов. Эта ориентированность на мир природы и его циклы - основная в языческом празднике и языческой культуре в целом.
       При этом уже сильно заметна и внутренне-социальная ориентация. Празднуются события и память событий, связанных с общиной и её членами. Это и брак, и поминки. Рождение ребенка вряд ли входит в число первичных культурных праздников. Земледельческие семьи как правило многодетны. Специфика культов и ритуалов, воплощенная в праздниках конкретного народа, тоже может считаться социальной стороной праздника. Праздник одного племени будет непонятен представителю другого без аккультурации. Так же как ребенку - без инкультурации. Культурная специфика - не то же, что экзотика. Участие в празднике может быть тяжелым и даже болезненным, сопряженным с испытаниями. Первобытный праздник - праздник "доброго хозяина" - природы, который ничего не требует. Языческий праздник есть социальный праздник и на нем роли распределены и имеются обязанности участника, порой непростые. Как минимум, необходимо знание ритуала, что само по себе делает такие праздники сектантскими. Главными на языческих праздниках становятся шаманы и жрецы (плюс вожди). Хотя языческий праздник общенароден, так сказать, он не всегда несет всем радость. Может нести, может нет. Всё зависит от конкретных условий и типа общества. В конце концов, праздник может сопровождаться ритуальным человеческим жертвоприношением.
       Оценивать языческий праздник в целом - невозможно и ненужно. Но ясно, что это праздник именно народный, событие тесной сплоченной группы, стержнем которой является культура и ритуал, а не род и кровь, как ошибочно утверждают. Праздник - центральное событие общины. Поэтому, напротив, любое центральное событие общины, даже печальное, неизбежно принимает характер праздника.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ

О религиозном празднике можно говорить долго, но суть легко описать в немногих строчках. Религиозный праздник есть праздник антиобщинный, антисоциальный по своей сути. Он ориентирован на совершенно произвольные даты религии, не привязанные ни к природным циклам, ни к общественной жизни. Иногда ошибочно считают часть языческих сакральных праздников религиозными, наиболее типичный пример - еврейские праздники. Образцом христианских праздников могут считаться христианские. Пасха, Рождество, Успение богородицы - все поводы взяты из церковной мифологии (если в основе лежали реальные события, они воспринимаются верующими только через призму мифологии и не влияют на содержание праздников). Религиозные праздники подчеркнуто игнорируют природные циклы. А как же русская Масленица и подобные? Это следствие упорного сопротивления народа, не принявшего душой церковные праздники.  Крестьяне, да и не только, под видом религиозных праздновали языческие праздники. Это находило воплощение в народных обычаях, где религиозное соседствовало с традиционным. Такая ситуация двоеверия характеризуется раздвоенностью, из-под церковного одеяния проглядывает живая душа. Подчеркиваю во избежание недоразумений - речь не о какой-то фантастической "религии язычества", а о народных традициях, в том числе сакральных и ритуальных.
       Религиозный праздник порожден не народом, а религиозной корпорацией. Он с самого начала призван заменить и вытеснить всё народное. Это не моя интерпретация, а реальный исторический процесс, надежно зафиксированный в ряде исторических источников. Что на Руси, что в Скандинавии христианские праздники насаждались силой власти вождей и князей.  Не будучи государственными праздниками и опорой трона, они всё же переформировывали общественное сознание людей, выкорчёвывая тысячелетние традиции. Церковь выступала временным союзником власти в период, когда государство только складывалось. Это позволило религиозным праздникам стать доминирующими на всем протяжении истории вплоть до 19-20 века, начала широкомасштабной секуляризации. Почему церкви строились на месте капищ, а внутренность храма приобретала характер роскоши? Потому, что религиозные праздники были антипраздниками. Храм должен был удивлять, подавлять, восхищать. Только вот одного он никогда не делал - не радовал. Изысканность и роскошь уже с 4-5 веков сопутствуют храмовому искусству. Храм - по сути, дом праздника, перестал быть местом для людей и радости, для свободного проявления чувств, для единения людей. Храм - зримое воплощение регламентированного праздника, праздника, лишенного радости. Эту тягость и скуку люди восполняли уже дома, поэтому праздник распадается на храмовую и домашнюю часть. То, что сохранилось в атеистическом советском обществе (Пасха и т.д.) - не религиозные храмовые праздники, связанные с верой, а эта домашняя часть, носящая по сути характер мирного протеста. Вам повинность принесем, но дома вольны праздновать. В этом главное зло религиозных праздников - они стали средством духовного насилия и принуждения.
       Но всё же, и религиозный праздник нёс какие-то следы жизни. Собирались вместе единоверцы, а не случайные люди. Их по прежнему объединял ритуал. Празднуемые события говорили о рождении, смерти и других житейских - хотя и исключительных событиях. Это были человеческие праздники, а потому многие приняли их вместе с верой  и искренне соблюдали. То, что это не настоящий  не полноценный праздник, они скорее всего даже не чувствовали, во многом благодаря домашней "интимной" части. Некоторые праздники постепенно полностью перешли в дом (узкий круг) - свадьбы, поминки и прочее. Наступила эра индивидуализма, когда человек оказался нужен в лучшем случае только узкому кругу близких, а порой и вообще никому. Даже на кладбище нужно покупать место. Отсюда остался только шаг до безликих государственных праздников, полностью равнодушных к человеку как уникальному живому существу.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ

Государственные праздники появились уже в древности. Они носили, как правило, нерегулярный характер, будучи связаны с личностью правителя и его семьи. Это коронация, празднование победы и прочее. Празднование победы всегда было важно именно для правителя, а не для народа. Слова Лао-цзы, что победы надо отмечать плачем и траурными церемониями - кажутся кощунственными и дико-парадоксальными, на самом же деле выражают понятный и близкий народу смысл и идут не от эпатажа и умствований. В бою гибнут люди, а разве родичи погибших могут этому радоваться? Даже не только родичи, но вся община. Победа с точки зрения народа - не полное поражение. Выигрывает царь - народ всегда в проигрыше. Таким образом, слова Лао-цзы имеют одновременно и анархический и народный (общинный) характер. Вождь-царь тешится войной и богатеет на войне. Для общины война - тяжёлое испытание, беда, угроза гибели. Иногда эта гибель и наступала. Завоевательные походы порой заканчивались подчинением собственной страны и народными бедами, или ослаблением страны, с последующим распадом.
       Государственное ещё более чуждо людям, чем религиозное, ещё дальше от повседневной жизни, личных чувств, радости. Праздник есть манифест свободы. Государственный праздник есть инструмент лояльности, разукрашенный ошейник. Наверно, ничто лучше не показывает характер государственных праздников, как религиозный протест против них. Да-да, я не оговорился. Речь о раннехристианской эпохе "мучеников". Мученики принимали смерть не за веру, а за нежелание поклониться императору. А это поклонение являлось частью государственного праздника, особенно праздника победы. Характерны примеры, когда воин, яростно сражавшийся и заслуживший лавры, должен был на празднике поклониться императору - и выбирал смерть. Это не глупость и упрямство, точнее - не только они. Это ясное понимание сути государственных праздников как добровольного признания рабства. Напомню - только раб кланяется и изъявляет полное смирение и покорность.  Но христиане не были мудры - они только меняли земного хозяина на небесного. Разумеется, спустя века земной хозяин победил и сам стал наместником бога, вернув себе покорность подданных. Вторично была осуществлена победа над жрецами. Голос же тех, кому не нравились ни религиозные, ни государственные праздники - до нас просто не дошел. Зато мы можем сами почувствовать пустоту и безжизненность этих праздников.
       В завершение поста - несколько слов о госпраздниках. Они носят массовый и механический характер, предельно упрощены и сведены к элементарным операциям. Поэтому без домашней "довески" ни один человек их бы вообще за праздники не принял. По сути, госпраздник - это мероприятие, а не радость души. Почему же многие искренне их праздновали и празднуют? Беда в том, что человек может сознательно стать винтиком государства и не чувствовать ненормальности происходящего. Плюс обычная и естественная потребность в празднике. Со временем государственный праздник настолько вытравил - по крайней мере в России (точнее - в СССР) - другие типы праздника, что люди разучились радоваться вообще. Не только каждый день, но даже по праздничным датам. Отсюда и странная тоска, и угрюмость в праздник, и чрезмерное пристрастие к алкоголю. В странах, гда народные=языческие праздники сохранились или были совмещены с религиозными или государственными, процесс был не такой болезненный и трагический. В чем же сецифика СССР и других коммунистических стран (и их наследников)? В том, что религиозная обрядность была заменена партийной обрядностью, по форме копирующей религиозную, и предназначенной для замены и вытеснения религии. В итоге у людей остались ТОЛЬКО государственные праздники. Оказывается, радость можно убить. Рассмотрение истории праздников может оказаться не только интересным, но, как вы видите, мировоззренчески полезным.

Радости вам и настоящих праздников в кругу близких и друзей!

культура, религия, история, праздники, общество

Previous post Next post
Up