У "классиков" марскизма, особенно у Энгельса, немало сказано о "первобытном коммунизме". Этот сюжет перекочевал в советскую литературу по историческому материализму, получил дальнейшее развитие. Действительно, можно выявить групповую солидарность, отсутствие частной собственности (точнее - собственности как таковой), государства, власти, богатства, социального расслоения. Чем не коммунизм, пусть даже примитивный? Первобытное время - идеал, аналог потерянного рая? Это не согласуется с утверждением, что тогда вся жизнь человека была подавлена природой и посвящена борьбой с этой "темной" силой. "Люди ещё полу-звери, грубы, беспомощны по отношению к силам природы, ещё невежественны относительно своих собственных сил, поэтому они бедны как звери" (Энгельс). При этом марсксисты всю историю представляют как последовательное прогрессивное развитие и совершенствование, совершающееся закономерно и неотвратимо. Коммунизм, как низшая, первая ступень и одновременно как высшая, завершающая? Нестыковка, из которой не видно выхода.
Карл Каутский отчасти следовал за классиками, отчасти сам разрабатывал свою позицию. В его картине первобытного общества доминируют черты демократии и анархизма, в целом же описание жизни далеких предков почти восторженное. Сказки о бессилии и нищете первобытного человека Каутский, хорошо знакомый с этнографической литературой, не только отвергает, но и аргументированно опровергает. У нас стоит задача хотя бы отчасти восстановить древнюю гармонию жизни (при том Каутский с огорчением признает, что до конца этого сделать не удастся). "И в будущем мы не сможем достигнуть в направлении свободы больше того, что имелось в первобытный период" (Каутский К. Материалистическое понимание истории. М.-Л.,1931. Т.2.,с.770.) Да, новое обретение старых ценностей произойдет на новом витке, станет действием человека, обогащенного знаниями и технологиями, культурой и искусством. И всё же высота первобытного общества остается недостижимым идеалом. У Каутского противоречие пролегает между совершенством первобытного социума и замечательными приобретениями цивилизации - ведь они и были получены в ходе удаления от совершенства. "Мы видели, что прогресс культуры в государстве по существу покоился на несвободе, которую он с собой приносил" (Каутский, там же). Движение от совершенства к совершенству через прогресс, порождаемый несовершенством? Нестыковка.
Зачем коммунистам нужно было хвалить первобытность, точнее общественный строй примитивных племен? Ради того, чтобы доказать, что коммунизм - не утопия? Но идея первобытного коммунизма порождает много вопросов, заставляет сомневаться в самой идее прогресса. Мне не под силу разгадать этот ребус.
К теме, высказывание максистски ориентированного исследователя первобытности:
"Совершенно независимо от того, верна или неверна моя теория социогенеза, существование коммунизма в прошлом человечества есть факт, который совершенно твердо установлен и никогда не будет опровергнут." (Семенов Ю.
О первобытном коммунизме, марксизме и сущности человека. // Этнографическое обозрение, 1992, №3.)