Можно ли говорить об аграрной революции? На мой взгляд, это было бы преувеличением, по крайней мере с исторической точки зрения. Замена добывания пищи охотой и собирательством на земледелие и скотоводство - чрезвычайно важна, но она никогда и нигде не происходила резко, вдруг и сразу. Если здесь не подходит ни "революция", ни "эволюция",
(
Read more... )
Любые выводы умозрительны. Зато основа выводов вполне наглядна. Посмотрите на эти изображения - и вопрос отпадет. Там что, стройная девушка с маленькой грудью изображена? Или вы считаете, что все женщины в первобытном обществе были полными и с большими отвисшими грудями? Несомненно, изображалась много рожавшая женщина. Это не абстрактная фигурка. Можно анализировать и позднейшую мифологию, где есть следы почитания женского божества плодородия.
//могли менять, изгонять и наказывать своих богов//
Это вообще не боги. Боги появляются в земледельческом обществе, как и храмы.
//даже если это означало более равноправное положение женщин, ни о какой тенденции к доминированию и властных позициях речи быть не может.//
Мои слова вы всерьёз не принимаете. Упоминание о тода - побоку. Ладно. Цитирую. "В советской этнографии под матриархатом иногда понимают особую, сравнительно редкую форму разложения первобытного общества, при которой общественное неравенство развивается при сохранении материнскородорвых институтов и сопровождается более или менее выраженным высоким положением женщин (например, у микронезийцев, минангкабау, гаро, кхаси, ашанти и др.)" Першиц А.И. Матриархат. // Социально-экономические отношения и соционормативная культура. М.,1986. с.83.
Этого достаточно, чтобы отвести ваш упрек в том, что этнография ничего подобного не знает. Спорить тут не стоит - тема поста совсем иная, одна строка не заслуживает полемики.
//Что касается рода//
Вы напрасно приписываете мне взгляды, которых я не разделяю. У меня нигде нет отождествоения племени и рода. Напротив, я уверен, что роль рода возрастает тогда, когда община распадается, когда рядом начинают жить чужие люди. Род приобретает важность после распада первобытной общины и до упрочнения государства. Наглядный пример - род в раннем Китае.
Reply
2. А полинезийцы, что не земледельческое общество? Опять же считать какие высшие существа боги а какие -нет, это вопрос подхода, и Ваша категоричность - чистый субъективизм.
3. Вы что уже забыли, о чём писали выше? Речь шла не о том, как понимает матриархат А.И. Першиц, а о якобы имевшей место в раннеземледельческом обществе тенденции к доминированию женщин. Пример тода вообще не в тему, если конечно Вы судите о них не по сочинениям Е. Блаватской.
4. Где я говорил, что Вы путаете род с племенем? Просто условная родовая иерархия, основанная на генеалогическом старшинстве слабо связана (или никак не связана) с реальными отношениями власти, которые концентрируются внутри общины, как бы сильно эти общности не накладывались друг на друга.
>>Род приобретает важность после распада первобытной общины и до упрочнения государства.<< - понятие "распад первобытной общины" принадлежит к арсеналу советско-марксистской ортодоксии, и сегодня не используется даже современными марксистами, поскольку за ним нет никакой социальной реальности. Первобытная община не распадалась, а трансформировалась, и её связь с родом складывалась совсем иначе.
Reply
2. "Полинезийцы" - вообще не общество. И не народ. Полинезия - довольно большая область и нет повода говорить об однородности населяющих её поемен. Далее. "Полинезийцы" какого времени? Сегодня влияние европейцев настолько всё исказило, что зучать просто нечего. Земледельческое общество в Полинезии не сложилось, кроме того в любом случае географическая специфика сводит на нет данные по островным территориям.
//какие высшие существа боги а какие -нет, это вопрос подхода//
Вот именно.
3. Речь шла о подтверждении этнографическими данными высокого положения женщин в обществе - так как вы говорили, что таких фактов нет. Я удивлен, если в этнографической литературе по Африке и Северной Америке вы не сталкивались с многочисленными фактами. Сегодня напечатаю цитаты из Аверкиевой и Тернбула. Во избежание.
4. //с реальными отношениями власти, которые концентрируются внутри общины//
Роль женщины в "реальных отношениях власти" ещё выше, чем в формальных привелегиях, отраженных в системах родства и наследования.
5. Вы специально выбрали самое уязвимое выражение в цитате, не принципиальное для темы?
// Первобытная община не распадалась, а трансформировалась//
Трансформация - форма распада. Без утраты цельности ничто не может трансформироваться. Первобытная община, безусловно, перестала существовать. В поселении, где больше 200 жителей, уже нет первобытной общины, исследованной Кабо. Земледельческое общество складывалось после исчезновения (если вам не нравится слово "распад") первобытной общины. Если о чем-то говорили марксисты - не значит что этого не было :)
Reply
2. Полинезийцы - понятие прежде всего этнолингивистическое и этнокультурное. Все известные науке полинезийские общества, находились на стадии производящего хозяйства и были земледельцами. Почитайте хотя бы Бутинова.
3. "Высокое положение" - понятие с весьма нечётким смыслом. Во многих традиционных культурах, включая мусульманские по ряду признаков (демонстративное почтение в церемониальных ситуациях, свобода от целого класса обязанностей, защита и неприкосновенность для чужаков) положение женщины тоже можно назвать "высоким", однако с точки зрения распределения властных функций это совсем не так. Вы опять уклоняетесь от изначального тезиса о том, что на определённом этапе женщины якобы претендовали на властные позиции.
4.>>Роль женщины в "реальных отношениях власти" ещё выше, чем в формальных привилегиях, отраженных в системах родства и наследования.<< - с чего бы это? Ничем не подкреплённый тезис. В то время, как этнографический материал по матрилинейным обществам свидетельствует об обратном. Взять хотя минанкабау Суматры - наследование по женской линии, но наследники прежде всего мужчины, власть и лидерство на всех уровнях - в руках мужчин.
Reply
2. //Полинезийцы - понятие прежде всего этнолингивистическое и этнокультурное.//
Понятие есть, а племени такого нет.
И рыбу полинезийцы не ловили, да?
3. // Вы опять уклоняетесь от изначального тезиса о том, что на определённом этапе женщины якобы претендовали на властные позиции.//
Я не уклоняюсь, потому что никогда такого тезиса не выдвигал. У меня вообще речь идет о времени, когда власть как таковая только зарождается.
4. //с чего бы это? Ничем не подкреплённый тезис.//
С того, что добиться влияния на порядок проще, чем добиться права влиять. Тезис подкрепляется тем же самым этнографическим материалом. Сегодня кое-что из этого выписал.
//власть и лидерство на всех уровнях - в руках мужчин.//
А зачем женщинам лидерство? Женщины с самого начала пользовались другими способами влияния. Лидерство возникает в охотничьей или военной среде - где есть соперничество. А власть - следствие подавления, то есть неестественного типа отношений. Да, власть и лидерство почти везде и всегда принадлежали мужчинам. И здесь нет "дискриминации". У обезьян вожак - самец, и он же возглавляет защиту группы. Ничего специфически человеческого. Меня интересует роль женщины, уважение к женщине, а не наличие власти.
Reply
Leave a comment