Зарождение земледельческой культуры.

Dec 01, 2010 20:56


        Можно ли говорить об аграрной революции? На мой взгляд, это было бы преувеличением, по крайней мере с исторической точки зрения. Замена добывания пищи охотой и собирательством на земледелие и скотоводство - чрезвычайно важна, но она никогда и нигде не происходила резко, вдруг и сразу.  Если здесь не подходит ни "революция", ни "эволюция", ( Read more... )

анархо-примитивизм, история, цивилизация

Leave a comment

drevniy_daos December 1 2010, 22:16:51 UTC
Начнем с начала. Этнографическая наука не может изучать раннеземледельческие общества просто за отсутствием таковых на горизонте. Это область истории. Ни Гвинея, ни некоторые племена Африки не могут быть примером - либо там земледелие ещё не вступило в ту фазу, когда можно говорить о земледельческом обществе, либо было заимствовано. В случае заимствования картина будет совсем иной, чем при "реформах".

//В огромном большинстве раннеземледельческих обществ не было никакого рабства//
Не было рабства - не было последствий рабства. Вообще-то рабство появляется ещё до земледелия, но с земледелием появляются рабы-мужчины, то есть рабство становится социальной прослойкой. Детали предлагаю обсудить тогда, когда напишу пост про рабство.

//то обожествление женского начала ещё не значит высокого общественного положения женщин//
Если не значит, то я вообще ничего не понимаю. Обожесталялось не абстрактное женское начало, а женщина-родительница, женщина-родоначальница. Было бы странным, чтобы верховодили мужчины, а почиталась женщина. Могу в качестве гипотезы выдвинуть тезис, что "матриархат" возникал только в мирных обществах, а потому и не получил широкого распространения. При том же типе хозяйства в воюющих обществах на первое место быстро выходили мужчины.

//Род во-первых никогда не имел решающего производственного значения//
Я не понимаю, что вы имеете в виду под "производственным значением". Род - это родовая общность, управляемая главой рода или группой старейшин. Род сохранял длительное время значение и внутри государств. Глава рода - женщина - известный случай у циган, и, насколько мне известно, у некоторых североамериканских индейских племен. Навскидку перечень не дам, но случаи не уникальны. Не будьте так категоричны насчет этнографической науки.

Reply


Leave a comment

Up