Стремление к преодолению смерти вовсе не "врожденное" у человека. Но следует признать, что с развитием цивилизации такая навязчивая идея стала распространяться всё шире. Религии так или иначе отвечали на вопрос о бессмертии. Под бессмертием часто подразумевалось нечто иное, так как сам страх смерти носит рациональный характер и основывается
(
Read more... )
Какие у нас есть основания считать, что мысли генерируются мозгом? Например, если мозг повредить, у человека не возникает каких-то мыслей. Но точно так же, если повредить глаза, у него не возникает образов деревьев. И мы не заключаем отсюда, что глаза - причина деревьев. Так чем отличается ситуация с мыслями?
Вы можете сказать, что есть различие между деревом и его восприятием. Однако, если даже с ним согласиться, почему мы исключаем возможность аналогичного различия между мыслью и ее восприятием?
Таким образом, не видно убедительных аргументов за то, что мозг именно генерирует мысли, служит их причиной, а не только воспринимает, как деревья воспринимаются с помощью глаз.
Reply
Вы рассуждаете в верном направлении и привели верную аналогию. Повреждение глаза поведет к повреждению образа дерева, который создает наш мозг. Конечно, мозг - не причина дерева, такого никто не скажет. Некоторую ошибку вы допустили в формулировках. Образ дерева формируется не в глазе, а так же в мозгу. Слепой может иметь образ дерева, как вы можете создать образ предмета, который никогда не видели, по описанию. //Так чем отличается ситуация с мыслями?// Принципиально - ничем не отличается.
Основания считать, что мысли генерируются мозгом хотя бы те, что можно сопоставить интенсивность мышления и состояние мозга. Когда мы спим - сознание отключено, а мысли возникают куцые и хаотичные, как и образы. Когда человек наелся или устал, его мышление замедляется. Вполне можно обследовать состояние мозга при этом. Ну и, наконец, повреждения мозга не всегда приводят к утрате способности мыслить. Наука довольно давно занимается афазией и другими случаями нарушения работы мозга. Есть тенденции в искажении мышления, в зависимости от характера повреждений.
//Вы можете сказать, что есть различие между деревом и его восприятием. Однако, если даже с ним согласиться, почему мы исключаем возможность аналогичного различия между мыслью и ее восприятием?//
Это не различие. Это просто две разных вещи (точнее явления). Глаз вообще дерево не видит - это физически невозможно. В случае дерева мы его "видим", то есть создаем его образ в мозгу, на основе зрительной информации, получаемой благодаря свету и глазу.
Свет выступает как обязательное условие (и характер освещенности влияет на создаваемый образ), а глаз - как источник.
Если мы говорим о мысли, то с помощью какого органа она улавливается? Мысль вообще не существует, это эпифеномен, утверждать, что эпифеномен можно передать - явное нарушение логики. Мысль и через текст передать нельзя.
Reply
Leave a comment