Вопрос о смысле жизни кажется настолько заезженным, а сама тематика перепаханной, что сказать что-то новое тут вряд ли возможно... Не знаю почему, но у меня никогда не появляется страх повторить сказанное кем-то и написать что-то банальное и очевидное. И не только потому, что главное для меня - суть дела. Наверно, причина в том, что я тысячу раз видел, как якобы исчерпаная тема на самом деле - настоящая терра инкогнита, а приводимые авторами объяснения лишь маскируют собственное непонимание. Не говоря уже о штампах и кочующих предрассудках, которых хватает и в философских трактатах. Давайте просто подумаем о жизни и целях. Так, как будто до этого никогда об этом не думали.
Начну с тезиса, четкого постулата. Нельзя достичь одной цели! Под одной здесь понимается не единичная, а единственная цель, цель, которой было бы подчинено всё, на которую работало бы каждое движение и каждое действие. Проблема не в том, что такая цель слишком глобальна, а в том, что её попросту нельзя поставить, нельзя сформулировать. Любая единая цель - не более чем самообман, ни одна цель не может стать всеобщей. Допустим, речь идет не об обобщающей цели, а о финальной цели, которой служат промежуточные. Промежуточные цели часто называют "средствами", как бы маскируя единообразие и взаимосвязь целей. Финальная цель ничем принципиально не отличается от промежуточных. Да и финальная она не потому, что завершает всё, как своеобразный венец, а потому, что за ней обрыв, смерть. Таким образом, финал есть нечто случайное, и придавать последней цели особую значимость не следует. Сместив акценты, мы приходим к неизбежному выводу: промежуточные цели не менее важны, чем финальная, и нет единства и иерархии целей. Цели различны, но они бессмысленны в изоляции от общего процесса.
Но значит ли, что деятельность, лишенная единой цели, бесцельна? Нет. Это значит что жизнь дискретна по своему содержанию, лишена единого наполнения.
Перейдем к смыслу. Задан ли смысл жизни, как это считали в древности? Богом-творцом, демиургом или судьбой - неважно. Задано то, что создано искусственно с определенным намерением. Стрела имеет назначение, её полет имеет цель, надпись имеет смысл, поскольку этот смысл пытался выразить тот кто написал фразу. Не может быть ненаписанной фраза - если она есть, значит её кто-то написал, зачем-то написал, и обязательно что-то хотел донести до того кто увидит эту фразу. Можно подумать, что при уровне знаний для древности представление о человеке как об игрушке илои фразе было нормальным. Но это не так. Достаточно глубже вдуматься, и подобная трактовка сразу отпадет. Всё дело в степени сложности. Смысл и назначение имеют искусственно созданные предметы, и притом не любые. А какие? Простые и единичные. Если мы возьмем не фразу и лопату, а книгу и танк, то увидим, что они содержат много смыслов и выполняют много задач. Человека можно ошибочно счесть изделием, но было бы глубо считать его простым.
И его жизнб - тем более. Богатство и разнообразие жизни говорит о том, что нет и быть не может единого смысла и единой цели, даже если бы человек был изделием. Кстати, сотворенность не исключает самостоятельности и не говорит о заданности смысла даже при условии простоты сотворенного предмета. С какой стороны не подойди, единого смысла жизни быть не может.
Но почему же люди ищут смысл жизни если его и представить себе нельзя? Думаю, что тут сыграла злую шутку грамматическая форма: единственное чисто. На самом деле люди ищут смысл жизни - "осмысленность жизни". Людям не нужен один ответ, они просто путаются. Мы ищем объяснение жизни, пытаемся придать ей смысл. Если нет единой жизни, не будет и единого смысла.
История свидетельствует что внушение единого смысла рождает фанатизм, чреватый разрушением и саморазрушением, убийствами и пытками. Единственный смысл жизни оборачивается отрицанием жизни. Единственная цель, избранная человеком, превращает его в предмет, в орудие, в нечто неживое и противное жизни. Сама специализация, характерная для современного типа профессиональной работы, глубоко чужда жизни и рождает в каждом чувство подавленности и отчужденности от жизни. Единая цель и единый смысл чужды не только жизни в целом, но и большим блокам деятельности. Полностью несовместимы с целями и смыслом чувства. Искать смысл любви - то же, что вырезать скульптуру из воздуха.
Жизнь может быть частично осмыслена и частично подчинена целям. И лучше когда не жизнь подлаживается под цели, а цели - под жизнь. Деятельность призвана поддерживать и продлять жизнь, а не являться её начинкой и "содержанием". Тот, кто не написал ни одной книги, ничем не прославился и умер безвестным - прожил вовсе не зря. "Творческие" люди уже в древности создали вреднейший миф о том, что жизнь нужно прожить "достойно", создать продукт, который запечатлеет человека в обьщественной памяти. Цели и смыслы - только во множественном числе - нужны только самому человеку, это вспомогательное средство, ориентиры пути. Можно назвать их лестницей сознательной жизни. Цели упорядочивают деятельность, смысл направляет деятельность.
Цели и смыслы могут быть внесены самим человеком или усвоены извне. Каждую цель и каждый смысл стоит рассматривать в отдельности - для начала. А потом уже в комплексе, если комплекс есть (что большая редкость).
Чем больше значение целей в жизни, тем пустее жизнь. Если деятельность якобы наполнена смыслом, но не ценна сама по себе - смысл служит самообману. В настоящей жизни всегда процесс будет важнее результата, а то что осмысляется - полученного смысла. Жизнь естественна, а деятельность вторична. Не будем об этом забывать, не будем пытаться превратить жизнь в полет стрелы. А если кто-то упрекает вас в отсутствии единого смысла - пожалейте этого человека или по-доброму посмейтесь над ним!