Государственная собственность и частная "собственность".

Mar 12, 2010 05:30

       Мы как-то привыкли говорить о частной собственности, рассуждать о богатых и бедных. А ведь главный собственник - государство. И даже не потому, что в его распоряжении находится немало собственности по закону (особенно в социалистических странах), но и потому, что... всё принадлежит государству. Это может показаться неумной шуткой, ведь ( Read more... )

собственность, государство

Leave a comment

taiko2 March 12 2010, 13:08:50 UTC
"Дайте, если нетрудно, ссылочку, на основании чего вы делаете такое утверждение. Я знаю о полюдье, о дани, но никогда не слышал, чтобы вожди собирали налог или ренту". Ссылку я уже дал, -на Л.С.Васильева. Почему ренты и почему налога - приведено выше, повторяться смысла не вижу.
"Выше вы писали, что "земля прнадлежит и обрабатывающему её крестьянину". Здесь же говорится, что "земля не является частной собственностью". Либо одно, либо другое". Либо одно, либо другое - именно что в ситуации, где та же земля есть обычный товар, но не наделена сакральным понятием (ср. русское "земля-матушка"). А вот на Востоке все именно так, - ЧЕТКОГО СОБСТВЕННИКА ТАМ ПОПРОСТУ НЕТ. Надо при этом иметь в виду, что я имею в виду традиционный Восток (к примеру Индию до периода колониализма, Китай до Опиумных войн и т.д. Даже в государстве инков до приходя испанцев было нечто похожее). Имеется в виду неразвитость этих частно-правовых институтов на Востоке и вообще повсеместно (за исключением античной Греции времен Солона, где, как я уже и указал, пожалуй впервые в истории произошел некий структурный сдвиг, социальная мутация), что, по всей вероятности, и обусловило ваше непонимание и ваш вопрос об одном либо другом. Даже если есть собственность на землю, как это было, к примеру, в Японии до революции Мэйдзи, и владеть землей имели право лишь крестьяне, право распоряжаться доходами с нее имели лишь самураи, - так чья в итоге получается земля? Вот именно об этом я и писал, как о перекрывающихся владельческих структурах. Такая вот особенность.
""принадлежит" означает либо находится в собственности, либо находится во владении (управлении)". И да и нет. Дело в том, что правомочие собственника выражается триадой: владение, пользование, распоряжение. Арендные отношения предполагают лишь владение и пользование в течение срока аренды, но не распоряжение арендованным имуществом, которое всегда есть прерогатива собственника. Вот от этой печки и танцуем.
"Разве китайский судья, то есть глава уезда, был собственником территории уезда или города, в котором находилась его резиденция?" Вопрос полагаю поставленным некорректно. Суть в том, что к примеру феодальные отношения предполагают права сюзерена на определенной территории. К примеру какой-нибудь маркграф бранденбургский формально был вассалом императора Священной Римской империи. Но мог ли тот же император распоряжаться в Бранденбурге? Безусловно нет, что называется руки коротки. Возвращаясь к помянутому китайскому судье стоит задать вопрос: о каком временнОм периоде идет речь? Если к примеру об эпохе, когда империя (не важно, какая династия) процветала, то безусловно не был - всего-лишь исполнял обязанности наместника, в ситуации же, когда династия существовала весьма номинально и имели место быть мощные центробежные тенденции, - вероятнее всего был, даже если при этом признавал власть Сына неба. Ну а уж как в той же Японии соотносилась власть императора и того же сёгуна - формально всего-лишь его слуги, тут вы вероятно и без меня в курсе.
"Я так и не понял, о какой стране, каком времени вы говорите. Само выражение "неевропейский мир" вызывает подозрение, что вы слишком зависите от марксистских схем, которые устарели уже сто лет назад. Я не прав?" Говорю я о концептуальных отличиях европейского и неевропейского путей развития общества (применительно к вопросу о собственности). Дело в том, что ситуация, описанная Марксом в работе "К критике политической экономии", которую часто называют введением в "Капитал" и уже описанную мною как "азиатский способ производства", характерно не для одного лишь Востока, но присутствовало примерно в том же виде и в Мезоамерике до эпохи Великих географических открытий, таким образом привязка его исключительно к Азии, довольно условна. В отношении марксистских схем: что именно устарело - неужели теория прибавочной стоимости?:) Хотя согласен, - его концепцию формационного подхода, критикуют давно и часто. Но что предлагают взамен? Ну например т.н. школу "Анналов" (Ж.Ле Гофф, Л.Февр и др.). И все бы ничего - но вот истории в том виде, в котором мы привыкли ее воспринимать, истории событийной прежде всего, там нет, бытоописательство сплошное. Впрочем, кому что.

Reply

drevniy_daos March 12 2010, 15:46:52 UTC
При чем тут Васильев, если вы говорите о догосударственных племенах и их вождях? И ссылка обычно оформляется в виде указания на работу и страницу, содержащую нужный текст. Желательно ещё привести короткую цитату.

Если на Востоке нет чёткого собственника, это значит, что там сильная власть, но не очень сильное государство и формальные правовые институты не получили развития. В остальном всё то же самое, что и в других странах, в том числе и в Европе. И зачем тогда писать, что "земля не является частной собственностью"?
Это вполне определенно утверждение. Хотелось бы побольше последовательсти и логичности, чем можно найти в вашей схеме. Предлагаю вам для начала дать определение собственности, а то пооже, что мы с вами говорим о разных вещах и вы владение называете собственностью, не обращая внимания на сказанное мной в посте и в ответных комментариях.

//Арендные отношения предполагают лишь владение и пользование в течение срока аренды, но не распоряжение арендованным имуществом, которое всегда есть прерогатива собственника.//
Почему вы за меня решаете, от чего "мы танцуем"? Следовало бы согласовать, дождаться ответа. Потому что такой тезис не может быть принят. Есть субаренда, есть произвольное использование (например, я в арендованную квартиру могу подселить свою жену или родственника и это не будет нарушением условий сделки). США арендовало огромную территорию - Аляску. Поинтересуйтесь сегодняшним правовым статусом Аляски, считается ли она Российской губернией :)

//Но мог ли тот же император распоряжаться в Бранденбурге? Безусловно нет, что называется руки коротки.//
Когда были коротки - не мог. Когда становились длиннее - мог и распоряжался. Пример - российская история второй половины 15 - начала 16 веков, взаимоотношения великого князя и удельных князей.

Вы даже никак не обосновали различие европейского и неевропейского "путей", чтобы углубляться в этот вопрос. Ссылки на марксистскую теорию меня не убеждают. "Азиатский способ производства" есть миф в чистом виде, не зря его оспаривали уже в советскорй науке, задолго до публичного краха марксистской теории.

В отношении марксистскихз схем - не знаю, что устарело, просто подавляющее большинство схем было неверно и в то время. В том числе и периодизация рабовладельческий строй-феодальный строй - капитализм. Теория прибавочной стоимости тоже несостоятельна. Хотите чтобы я в комментарии полностью привел её критику? Думаю, это было бы странно.
У меня свой подход к историческому материалу, потому я за школу анналов не отвечаю. Хотя много ценного, в том числе акцент на повседневной жизни, обогащает старые представления об историческом процессе.

Reply

taiko2 March 15 2010, 09:07:02 UTC
"ссылка обычно оформляется в виде указания на работу и страницу, содержащую нужный текст. Желательно ещё привести короткую цитату". Справедливо. Вот ссылка:
Васильев Л.С. История Востока: Учеб. по спец. “История”.- М.: Высш. шк., 1994. Т.1., с.69 Цитата:
"Власть-собственность - это и есть альтернатива европейской античной, феодальной и буржуазной частной собственности в неевропейских структурах, причем это не столько собственность, сколько власть, так как функции собственника здесь опосредованы причастностью к власти, т.е. к должности, но не к личности пра-вителя...". Про ренту-налог поясню еще раз: еще знаменитый А. Смит, объяснивший разницу между рентой собственника и налогом государства, обратил внимание на отсутствие на Востоке различий между этими политэкономическими категориями и пришел к выводу, что там суверен относится к земле одновременно как собственник и как субъект власти.
"Если на Востоке нет чёткого собственника, это значит, что там сильная власть, но не очень сильное государство и формальные правовые институты не получили развития. В остальном всё то же самое, что и в других странах, в том числе и в Европе". Справедливо в том смысле, что и четкого собственника там нет и правовые инститы собственности не получили должного развития. Еще раз: та же земля там (на Востоке) была сакрализована, в свете чего идея о том, что она может быть чьей-то сугубо индивидуальной собственностью не получили развития. К примеру вспомните русскую общину: в среднем раз в 5-7 лет в деревенской общине происходил земельный передел. Речь в данном случае идет конечно же не о приусадебных участках, но исключительно о пахотных землях. И такое положение вещей начало преобразовываться лишь со времен столыпинской аграрной реформы, - вплоть до начала XX столетия ситуация была именно такой! Для чего делили? Ну как раз в связи с тем, что собственником являлась сама община (а далее по цепочке - вплоть до царя-батюшки, если земли были государственными, или монастырь, и т.д.), конкретный крестьянин же на этих землях был лишь землепользователем. Разве можно представить себе нечто подобное в общестах, где земля выступает в качестве обычного товара и имеет четко оформленного собственника? Конечно нет. Вспомните хотя бы английское огораживание, когда "овцы съели людей".
Про отличие сильной власти и сильного государства мысль, признаюсь, не уловил, ибо принципиальных противоречий в терминах не вижу.
"Предлагаю вам для начала дать определение собственности, а то пооже, что мы с вами говорим о разных вещах и вы владение называете собственностью". Понятие собственности я уже давал: это триада из владения, пользования и распоряжения. К слову сказать, именно так трактует содержание права собственности и современное российское право (см. п.1 ст.209 ГК РФ), что до аренды - смотрим ст.609 того же ГК РФ:
"принадлежит" означает либо "По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью". Полагаю, объяснил предельно корректно. Вообще же вопрос о собственности и аренде (а также столь возмутившая вас реплика о "печке"), были обусловлены вот этой фразой: "принадлежит" означает либо находится в собственности, либо находится во владении (управлении)". Как видим, никакого терминологического противоречия здесь нет, ибо принадлежать тот же земельный

Reply

в продолжение taiko2 March 15 2010, 09:38:35 UTC
участок может как на праве собственности, так и на правах аренды. Субаренда - это производная от ареды, не от собственности. При этом по общему праву передать имущество или его часть возможно лишь с согласия собственника, поскольку личность арендатора (субарендаора) имеет для собственника не последнее значение.
"США арендовало огромную территорию - Аляску. Поинтересуйтесь сегодняшним правовым статусом Аляски, считается ли она Российской губернией :)" Вы это серьезно? В смысле аренды Аляски у российской короны. Договор О ПРОДАЖЕ Аляски был подписан в марте 1867 года, после чего данные территории вошли в состав тогдашних САСШ сперва на правах Округа затем территории (1912-1959), а с 1959 года став самостоятельным штатом США. В связи с чем бы Аляске становиться российской губернией?
"//Но мог ли тот же император распоряжаться в Бранденбурге? Безусловно нет, что называется руки коротки.//
Когда были коротки - не мог. Когда становились длиннее - мог и распоряжался". И что, сможете привести пример, когда император Священной Римской империи распоряжался в помянутом Бранденбурге? Если приведете и сумеете обосновать - с меня шоколадка.
"Пример - российская история второй половины 15 - начала 16 веков, взаимоотношения великого князя и удельных князей". Пример совершенно некорректный. Некорректный и в смысле как перескакивания со Священной Римской империи на Московское царство, так и в связи с тем, что характер данных государств был совершенно различен: Московское царство было государством централизованным, имеющем тенденцию к расширению, к тому же было государством национальным - таким, как к примеру Англия или Франция, в то время как Священная Римская империя на протяжении всех восьмисот пятидесяти лет своего существования оставалась иерархическим государственным образованием феодального типа. Она никогда не приобретала характер национального государства, не достигла и сколь-либо высокой степени централизации системы управления. Империя не являлась ни федерацией, ни конфедерацией в современном понимании, а сочетала элементы этих форм государственного устройства. Субъектный состав империи отличался крайним многообразием: полунезависимые обширные курфюршества и герцогства, княжества и графства, вольные города, небольшие аббатства и мелкие владения имперских рыцарей, - все они являлись полноправными субъектами империи (имперскими сословиями), обладающими разной степенью правоспособности.
"Вы даже никак не обосновали различие европейского и неевропейского "путей", чтобы углубляться в этот вопрос. Ссылки на марксистскую теорию меня не убеждают. "Азиатский способ производства" есть миф в чистом виде, не зря его оспаривали уже в советскорй науке, задолго до публичного краха марксистской теории". И обосновал и ссылки привел, внимательно перечитайте комментарии, верить или нет - дело сугубо добровольное. Про АСП - это не миф, в советской же науке его действительно оспаривали, но оспаривали не по фактологическим, а по идеологическим причинам.
Суть же заключается в том, что азиатские общества никогда не были рабовладельческими, - суть в том, что рабство на Востоке безусловно существовало, но существовало там не как самостоятельная формация, но лишь как уклад, поскольку рабы там никогда не составляли ни большинства населения, да и главной движужей силой, одушевленным средством производства, тоже никогда не были, - и пирамыды Гизы в Египте, и Великую стену в Китае возводили лично свободные крестьяне в порядке трудовой повинности. Именно эти факторы поднимались на щит в 30-70-е гг. ХХ столетия, в связи с чем делалась попытка обосновать (со ссылкой на самого Маркса) изначально феодальный, но не рабовладельческий характер восточных обществ.

Reply

drevniy_daos March 15 2010, 10:26:12 UTC
Эта цитата из Васильева не имеет никакого отношения к вашему утверждению, к тому же носит предельно общий характер, потому её здесь приводить просто неуместно.

//Про отличие сильной власти и сильного государства мысль, признаюсь, не уловил, ибо принципиальных противоречий в терминах не вижу.//
Власть - это немногочисленные люди, управляющие другими, их помощники и слуги. Государство - структура, опирающаяся на формализованные институты. Люди никогда государством не являются, они могут быть только представителями государства и выразителями его интересов.

Определение собственности у вас, конечно, несостоятельное. Определение должно определять, а не перечислять, это есть указание на максимально точное значение слова. Между пользованием и "распоряжением" - огромная пропасть. Кроме того, вы считаете, что то, чем владеет разбойник - его собственность? По вашему определению вполне подходит. Российские кодексы с этим бредом лучше бы не цитировать, можно и что-то посерьёзнее найти. Аренда может быть и бесплатной, к примеру. Это чисто процедурные моменты в рамках действующей системы, а мы разбираем вопрос принципиально.

Зоя вы цитируете наши законы, при этом даже не замечая, что это никакого отношения к делу не имеет. Различий между арендой и субарендой по сути никаких, но вы меня не услышали, к сожалению.
Да, слова разные, с этим я и не спорю. Но если вы один предмет назовете стулом, а другой такой же - табуреткой, разница между ними не появится.

Моя фраза не относилась к Бранденбургу, как вы подумали, а вообще к власти правителя, который стремится устранить всякую местную автономию (во многом под влиянием государства).
Обещания ограничиваться рассмотрением "Священной римской империи" я нигде не давал :)

Рабство на Востоке не существовало? Ну, если Вавилон - не восток, тогда конечно. Большинство или не большинство населения - это какая-то лирика, а не наука, лирика в негативном смысле.
Кстати, я вообще так и не понял, что это за место такое "Восток" и чем оно отделено от "Запада".
Марксистские "рабовладельческая" и "феодальная" формации ничего общего с реальной историей не имеют, если и сохранять эти обозначения, то их содержание нужно полностью пересмотреть. Рассматривать историю как эволюцию производства - это вообще тупик. К "производству" даже внешнюю эволюцию общественных форм свести нельзя. Плохая методология не позволяет получить никаких достоверных результатов. Так что тут вопрос нужно ставить ребром.
А то у вас Великую Китайскую стену, оказывается, возводили свободные крестьяне :))

Reply

taiko2 March 15 2010, 14:00:20 UTC
"Эта цитата из Васильева не имеет никакого отношения к вашему утверждению, к тому же носит предельно общий характер, потому её здесь приводить просто неуместно". Каков вопрос, таков и последовал ответ, вы просили ссылку, я ее привел, о чем в итоге спорим? Если не согласны - приведите контрдоводы, желательно не основанные на "верю-не верю", ссылки на источники как всегда приветствуются.
"Власть - это немногочисленные люди, управляющие другими, их помощники и слуги. Государство - структура, опирающаяся на формализованные институты. Люди никогда государством не являются, они могут быть только представителями государства и выразителями его интересов". Во многом власть и государство - синонимы, зачастую и вовсе объединяемые в общий термин: государственная власть, исходя из чего тезис сильная власть, но не очень сильное государство выглядит противоречиво. Сильное государство=сильная власть, и прочтя свой же ответ вы запросто в этом убедитесь, если конечно проявите последовательность.
Определение собственности у вас, конечно, несостоятельное.
"Определение должно определять, а не перечислять, это есть указание на максимально точное значение слова". Ну опять двадцать пять за рыбу деньги... во-первых определение возможно и через перечисление, когда приводится набор качественных элементов, составляющих данную категорию (систему), если знакомы с общей теорией систем Л.фон Берталанфи или с трудами М.Валлерстайна, поймете о чем я, во-вторых не нравится вам триада, предложенная российской правовой наукой - ну нет проблем, вот вам англо-саксонская: правомочия собственника включают в себя в отношениии принадлежащего ему имущество его право на: завещание, дарение, продажу, разрушение, предоставление как залога, сдача в аренду,
видоизменение, управление, потребление, использование, получение дохода, кроме того собственность также включает в себя ограничения и запреты (на): конфискацию другими лицами, порчу, загрязнение, присвоение, использование без разрешения.
Такой вот набор характеристик. Путем простого перечисления, ага. Есть, впрочем, и иные варианты определения понятия "собственность", например Либеральное право А.Оноре. По сути это ничего не меняет, основной смысл примерно одинаков в общем везде. Если интересно о трактовках термина почиайте: http://www.strana-oz.ru/?numid=21&article=979
"Зоя вы цитируете наши законы...", простите, это вы сейчас к кому обращаетесь?
"Но если вы один предмет назовете стулом, а другой такой же - табуреткой, разница между ними не появится". По-моему эти слова - синонимы, по крайней мере отчасти, вообще же у них (и ряда других)есть и собительный синоним - "мебель".

Reply

в продолжение темы taiko2 March 15 2010, 14:00:50 UTC
"Моя фраза не относилась к Бранденбургу, как вы подумали, а вообще к власти правителя, который стремится устранить всякую местную автономию (во многом под влиянием государства)".
Это был частный ответ на частный вопрос, в противном случае приходится предположить, что в процессе рассуждения был нарушен один из законов логики, точнее т.н. "закон тождества". Если желаете подискутировать о власти правителя вообще, я не против. Начинайте.
"Рабство на Востоке не существовало? Ну, если Вавилон - не восток, тогда конечно. Большинство или не большинство населения - это какая-то лирика, а не наука, лирика в негативном смысле".
Во-первых нигде и никогда я не утверждал, что рабство на Востоке не существовало, не нужно передергиваний, я написал, что рабство там существовало как уклад, - то, что в науке именуется термином патриархальное, или домашнее, рабство. Во-вторых рабовладельческими в истории человечества можно назвать античную Грецию, Рим, южные штаты САСШ до периода окончания войны Севера и Юга. Вот, в общем-то, и все. Почему они? Да пототу что рабство там существовало не в виде того самого уклада, а лежало в основе экономики, я собстсвенно об этом. Так что никакой лирики тут нет.
"А то у вас Великую Китайскую стену, оказывается, возводили свободные крестьяне :))" Именно так, причем речь я вел именно о ЛИЧНО СВОБОДНЫХ крестьянах. Хотя согласен, в истории сторительства этого сооружения наличествовали самые разные периоды. Так в частности во времена Цинь Шихуанди строительство осуществляло также огромное количество государственных преступников. Не брезговали трудом заключенных китайские правители и в дальнейшем. Меж тем не будем забывать, что строительство Стены началось еще в VII в. до н.э. - в период Чжаньго ("Сражающихся царств") и велось по повелению властителей небольших государств (строили укрепления вокруг своих территорий в виде земляных валов). За всю историю страны существовало 3 Великих Китайских Стены, строительство которых заняло более 2000 лет.
Та же примерно история была и со строительством пирамид Гизы.

Reply

drevniy_daos March 15 2010, 16:59:55 UTC
//рабство там не существовало как уклад//
Хорошая иллюстрация к моему тезису о ненаучности "формационного" подхода.

На Гаити рабство не лежало в основе экономики? Как и ещё в нескольких десятках колониальных странах? Если вы считаете, что колония - часть Англии или Франции, то рабовладельческими державами будут Англия и Франция.

Понятие "свободный" для меня носит вполне определенный смысл и указывает на отсутствие принуждения. Выражение "лично свободный" мне ничего не добавляет. Так можно сказать, что строители Беломорканала тоже были свободными людьми. Я не верю, что стену строили добровольно, в любой период строительства. Если крестьянин формально считался свободным (в рамках той гос. системы), это не значит, что он и был свободным. Если человек, принужденный заниматься тяжелым трудом, при этом называется "свободным", то это фальсификация реального положения дел. Углубляться в тему и поднимать вопрос о смертности на этой стройке я не буду. Насчет "государственных преступников" при Цинь Шихуанди не надо повторять официозные данные погибшей империи. Следует говорить "люди, считавшиеся преступниками". При Сталине тоже были "враги народа". Они для вас являются преступниками? Было у строителей стены клеймо или нет - меня совершенно не интересует.

Reply

drevniy_daos March 15 2010, 16:50:05 UTC
//власть и государство - синонимы//
От того, что кто-то делает ошибку и не различает нетождественные по сути явления, мы не обязаны эту ошибку повторять. "Сильное государство - сильная власть" звучит просто и красиво, но на практике оказывается не так. И сильная власть не означает сильное государство. Россия Ивана Грозного сильным государством не была, как и Советский Союз при Сталине. Примеры можно умножать. Сильная власть действует в своих интересах, а не в интересах государства, про народ я и вовсе молчу.

//вот вам англо-саксонская: правомочия собственника включают//
Вот это намного более грамотное высказывание (хотя как полноценное определение и не годится), так как указывает, что собственность есть не владение, но ПРАВО владения, у вас же это никак не обозначено. Виды собственности бывают разными, и арендатор в каком-то смысле тоже является собственником, а "собственник" в значительной мере является "арендатором". Просто немного отойдите от привычных схем и вдумайтесь в то, что общего у этих несхожихз на первый взгляд категорий.

//простите, это вы сейчас к кому обращаетесь?//
К вам. Первое слово - "зря", прошу прощения за опечатку.

Вот именно, что с синонимами нужно обращаться осторожно, потому что возможны нюансы смысла. А вот слова "государство" и "власть" не синонимичны. К примеру, любой мелкий чиновник имеет отношение к государству, но не к власти. Власть - это управление, а государство имеет сотни функций. Люди, входящие в силовые структуры типа полиции или милиции, подерживают государство, а не власть.

Reply


Leave a comment

Up