Mar 10, 2010 23:05
Какую замену государству можно предложить? О том, что такая замена нужна, распространяться не буду, сейчас речь не столько о практике, сколько о сравнении социальных моделей. Государство существует и функционирует не для людей, увидеть это несложно, если отбросить предрассудки. Но кажется, что заменить его не так просто, в голову лезут всякие коммуны, федерации и самоорганизации, то есть неработающие модели, пригодные лишь для бумажной утопии. На самом деле етсь только одно наилучшее общественное устройство - это община. Я бы даже сказал что настоящее общество - и есть община, а остальное - псевдообщества. Сами слова "общество" и "община" не случайно однокоренные - объединение людей издревле определялось как общность. Община есть первичная форма социального устройства, и навсегда останется самой человечной и естестенной формой. Собственная община являлась единственным обществом, хорошо знакомым первобытному человеку, хотя и с соседними общинами водили знакомство. Кабо в книге "Первобытная доземледельческая община" пишет: "Община - мир бушмена; в повседневных контактах с небольшим кругом людей проходит вся его жизнь". Община - как большая семья, только соединенная прежде всего общим трудом, общими задачами, дружбой. Ну и родством, конечно.
Государство и цивилизация вытеснили общину, но означет ли это, что принцип общины слабее и не является жизнеспособным, а потому актуальным, в наше время? Вовсе нет. В прямой схватке община, разумеется, проигрывает государству, но при этом обладает большей гибкостью, чем государство, она может находиться и вовне, и внутри государства. Община сплачивает людей, давет им уверенность в своих действиях. Община позволяет достичь независимости от огромной социальной мршины, которую я называю Системой. Довольно интересны для анализа религиозные общины - раннехристианскые, монашеские, сектантские. Конечно, такая община уже имеет немного общего с первобытной, но сам принцип общности сохраняется. Поздние виды общины, наподобие крестьянской, сильно отличаются от изначальной нормы, их нельзя рассматривать просто как продолжение первобытной. Тем более что "феодальная" общна часто и не крестьянская. Об этом довольно подробно писал Алаев, в книге которого (Л.Б. Алаев: община в его жизни. М.,2000) есть целый раздел "Индийская община - не крестьянская". Община живуча и приспосабливается к любым условиям. Когда государство её вытесняет, она уходит в сферу межличных взаимоотношений внутри макрообщества.
Община дает возможность людям объединяться на добровольной основе, в том числе изначально чужим людям. В наше время особая привлекательность общин для людей, не приемлющих государство, несомненна. Общине предстоит стать основой альтернативного общества, первичной естественной структурой нового объединения людей. И вполне можно быть уверенным в успехе, община не подведет.
община,
общество