Об индейцах Северной Америки в этнографической и исторической литературе написано много, об индейцах Южной Америки - меньше, но почти ничего нет об индейцах Кубы. Речь не про индейцев, живших до испанской колонизации, там ещё кое-какие сведения имеются. Наиболее подробно раннеземледельческое общество индейцев Кубы и Гаити описано Александренковым в книге "Индейцы антильских островов (М.,1979.). Можно подумать, что почти всех индейцев истребили конкистадоры, а остальные ассимилировались и со временем полностью растворились в массе пришлого населения. Но это не так, хотя долгое время никто не знал об уцелевших индейцах. И только в 60-х годах прошлого века были обнаружены и описаны коренные индейцы, которые продолжали жить на Кубе в труднодоступной горной местности. Экспедиции к ними и посвящена небольшая книжечка известного чешского путешественника Милослава Стингла "В горы к индейцам Кубы" (Пер. с чешского. М.,1974.102с.). С её помощью давайте проследим судьбу индейцев, которых европейцы не смогли полностью истребить.
Борьбу с испанцами начал в 16 веке гаитянский вождь Атуэй. Не буду описывать жестокости, которые творили испанцы на Гаити, как они выжигали деревни и убивали всех поголовно, включая детей. Гаитянские таины (так их называет Стингл, точно названия племен установить трудно) не привыкли воевать, но пытались сопротивляться, разумеется безуспешно. Когда, видя бесполезность попыток защитится, аборигены запросили перемирие, конкистодоры для вида согласились. Индейцы пришли и даже принесли европейцам подарки, но испанцы с ними не церемонились - хитростью заманив в хижину, всех вождей сожгли. Высшую правительницу таинов - "королеву" Анакоану на время оставили в живых только чтобы она своими глазами увидела мучительную смерть соплеменников. Когда всё было кончено, её повесили на дереве. Атауэй некоторое время ещё боролся с испанцами, потом бежал на каноэ на соседнюю Кубу. Кубинцы приняли Атауэя весьма радушно. Когда в 1511 году Веласкес начал завоёвывать Кубу, Атауэй со своими людьми ушел в горы и продолжил борьбу. Епископ Бартоломе де лас Касас передает слова Атауэя об испанских завоевателях: "Они наделены характером жестоким и преступным, почитают и боготворят божество скаредное, малым не удовлетворяются, а чтобы для служения ему и почитания могли достаточно совершить, многое от нас требуют и все усилия прилагают, чтобы нас под ярмо его подводить и убивать". Атауэй истинным богом испанских конкистадоров считал золото. По его предложению индейцы всё имеющееся у них золото утопили в реке. Но европейцы, конечно, после этого с острова не ушли. Атауэю ничего не оставалось, как продолжить борьбу. Однако силы были неравны, и через полтора года борьбы Атауэй был схвачен. В назидание другим его сожгли заживо.
Но борьба индейцев против колонизаторов продолжалась. По сути, это уже была не оборона, а просто мщение, попытка сделать хотя бы что-то. Индецам было за что мстить. К примеру, в деревне Као Нао испанские солдаты для развлечения убили больше ста индейцев. Одиннадцать лет продолжалось восстание вождя Уамы. Индейцы воевали не только в горах, но нападали и на недавно выстроенные испанские города. Многие индейцы были убиты в ходе покорения Кубы, немало предпочло самоубийство каторжной работе на испанцев, но были и те, кто укрылись в горах. "Они массами бежали в почти неприступные горы и здесь, в укрытии, жили свободно, как прежде. Только земля здесь не родила, и они кормились тем, что им давали лес и река. Этих беглецов, которые укрывались от жизни с колонизаторами, называли жимарронами" (Стингл, с.21).
В 19 веке опыт индейцев был повторен неграми, которые поднимали восстания и были вынуждены спасаться в горах. Те, кто бежал с плантации, уходили в горы, там объединялись с другими. Чёрных беглецов также называли живарронами. Они строили в лесу маленькие деревеньки, защищённые простыми укреплениями, на небольших полях выращивали самое необходимое. На Кубе было десятки таких деревень, называемых паленке. Об одной из таких паленке рассказывал А. Гумбольдт. Для поимки или убийства живарронов, которые подрывали плантационные порядки, нанимали ранчеадоров - бедных белых, которые зарабатывали поимкой рабов, ведь охотникам за рабами хорошо платили. Ранчеадоры использовали специально выращенную породу собак-"сыщиков". В английских колониях, куда их потом начали вывозить, их называли потом "кровавыми псами". Несмотря на преследования, паленке существовали десятки и даже сотни лет, некоторые просуществовали до момента отмены рабства на Кубе. Негры опять интегрировались в кубинское общество, а куда же делись индейцы, ушедшие в горы ещё в 16 веке?
Можно было бы предположить, что они постепенно вымерли в суровых условиях, без всякого контакта с внешним миром. Но Кьюлен в первых годах 20 века сообщил полученные им сведения о сохранившихся индейцах: "В Дон-Брасос, примерно в 60 милях от Баракоа, живёт 100 семей индейцев которые носят фамилии Рохас и Рамирес и которыми правит вождь по имени Анкита. Он (господин Канья) узнал о них, когда курсировал во время минувшей войны по внутренним районам острова. Вождь индейцев подарил ему каменный топор. Эти индейцы говорят на старом испанском, однако очень плохо. Женятся исключительно между собой..." (Стингл, с.66) . В 1948 году географическая экспедиция наткнулась на индейцев в районе реки Ятерас, потому их назвали ятерасскими индейцами. Именно туда в 1964 году направилась экспедиция Стингла (в которую, кстати, входил советский учёный В. Гинзбург, которому исполнилось 70 лет, Гинзбург написал после возвращения пару статей по антропологии индейцев горной Кубы).
Индейцы уже потеряли свой прежний, "доколумбов", облик - они по другому называются, говорят на ломаном староиспанском, носят одежду белых. Но в то же время многое они всё же сохранили - хижины, структуру общества, музыкальные инструменты. К сожалению, Стингл очень кратко описывает кубинских индейцев, укрывшихся в горах и переживших весь колониальный период. Но главное, что сохранили вопреки всем трудностям индейцы - жизнь и свободу, а это делает их историю почти уникальной. Как же удалось индейцам уцелеть? За счёт труднодоступности горной местности. "Тот, кто смотрит с перевала на эти самые затерянные на свете деревни, наверняка поймёт, почему индейцам удалось пережить здесь ужас конкистадорских лет. Сюда, в эту далекую долину, замкнутую со всех четырех сторон света горами и зарослями джунглей, конечно, не мог ступить ни меч, ни крест завоевателей. Индейские горы открылись только когда победила кубинская революция. До этого это была долина без короля, долина без бога. Я в экспедиционной карте так и наименовал: Сан Андрес - "Долина без бога" (Стингл,с.77).
Индейцы интересны уже тем, что являются самыми настоящими пигмеями, средний рост - 140-150см. Антропологи обследовали несколько сот индейцев. Стингл описывает одну семью особо низкорослых аборигенов: отец был ростом 143.8 см., его жена - 133.2 см., дочь 135.8 см. В одной из семей жили три женщины - две ростом 130 и одна 129 см.! Стингл специально отмечает низкорослость кубинских индейцев, имеющих корни в Южной Америке. "Мы можем, следовательно, полагать, что здесь встретились с самыми маленькими людьми, самыми маленькими индейцами Америки, высотой своего тела подобными только людям немногочисленных племен, населяющих венесуэльскую Кордильеру де Периха: айапа, ирапа, миририпа, шупата и главным образом марака, которые несколько десятилети назад посетил шведский американист Болиндер во время своей экспедиции" (Стингл, с.83).
Вторым интересным моментом для меня оказалось неожиданное долголетие местных индейцев, живущих далеко не в самых благоприятных условиях. Стингл рассказывает о нескольких стариках, которых он посетил лично. Помимо одного старика старше 80-ти лет, он побывал у трех старушек - одной (как пишет Стингл "якобы") 90, другой 103, а одной - Валенсио - даже 109 лет! Даже если цифры несколько завышены, сам по себе факт такого долгожительства у живущих примитивной жизнью индейцев весьма примечателен.
Свои хижины индейцы ятерас строят из сплетенных ветвей, стены обмазывают глиной. Хижины имеют обычно одну, иногда 2-3 комнаты. Спят в гамаках. Огонь разжигается вне хижины на высоких очагах, защищенных крышами. Индейцы выращивают маниок, батат, юкку, кукурузу. Из муки маниока пекут свой плоский хлеб "касаве". Едят индейцы очень мало, обычно дважды в день. Во многом образ жизни доколумбовых индейцев был нарушен уже когда они ушли в горы в 16 веке, но сохранилась социальная структура - община во главе с касиком.
Индейцев спасли горы, или, точнее, они спаслись в горах. По словам Стингла, "преграда выполнила свою задачу, поскольку спасла ятерасских индейцев от полной ликвидации в эпоху конкисты, от испанских солдат в колониальную эпоху, от креольских латифундистов в эпоху "свободной" буржуазной республики" (Стингл, с.85). Но не думайте, что индейцы жили за каменными стенами гор и не ведали хлопот. Им периодически приходилось отбиваться от врагов, а ведь ружьям они могли противопоставить только стрелы... И всё же ни один "приступ" этой естественной крепости за четыре столетия не был удачным. "Когда во время правления президента Альфредо Сайаса кубинские войска попытались впервые вступить на эту индейскую территорию, ятерасы оказали им у Каухери решительное сопротивление, в бою убили нескольких солдат, а десятки других ранили. Самая серьёзная попытка кубинской армии силой захватить этот индейский мир опять, следовательно, кончилась победой индейцев." (Стингл, с.81). Только в 40-х годах были установлены мирные контакты с индейцами и период полной изоляции закончился.
Всё здесь рассказаное - написано мной с чужих слов, да ещё и всего лишь по одному, довольно бедному информацией, источнику. Но про этот уцелевший народ, я считаю, стоит знать, хотя в учебники мировой истории и в энциклопедии такие сюжеты не попадают. От себя могу только выразить восхищение этими маленькими мирными людьми, которые выживали вопреки всему, и, используя горы, столетиями сдерживали натиск цивилизации. Их не поработили, не сломали, не истребили. Интересно, что выжили только потомки тех, кто боролся с колонизаторами. Те, которые пытались задобрить европейцев и приспособиться - все погибли, и весьма быстро. Конечно, из воевавших с захватчиками тоже уцелели немногие, но они сохранили своё племя, благодаря изоляции, а также многодетности семей (у индейцев практиковались полигамные семьи, число детей в семье иногда доходило до нескольких десятков). Изучая "победное" шествие европейской цивилизации по Земле, не будем забывать о таких одиноких сохранившихся племенах и малых народах. Во всём мире всего несколько стран избежало колонизации (к примеру, в Африке - только Эфиопия), а из охотничьих или раннеземледельческих племен - вообще единицы, они были слишком слабы и разобщены. Тем ценнее их опыт, их уникальная история. Всё вокруг рушилось и перестраивалось, но они спасли себя, сохранили свободу.