Начало положено. Книга Штейнена о племенах Южной Америки

Dec 03, 2009 18:52

Последнее время я часто говорю о необходимости изучения различных племён, и вот сейчас начинаю выкладывать те имеющиеся у меня издания, которых ещё нет в сети, но которые весьма важны для понимания и первобытного человека, и конкретно данных племён, каждое из которых во многом уникально. Первая книга, которую я представляю вашему вниманию - замечательная книга Штейнена, которая вышла маленьким тиражом в 5000 экземпляров в далеком 1930 году и с тех пор не переиздавалась. Это не просто одна из книг- описаний путешествий к примитивным племенам. Это классика этнографии. Это обширное и насыщенное описание и исследование, дающее изображаение многих сторон жизни аборигенов. Старое и редкое издание было выбрано сознательно, так как это одновременно и важная книга, и очень труднодоступная.
По возможности далее будут отсканированы ещё два аналогичных издания: Фольц В. В девственных лесах Суматры. Пер. с нем. М,1935. 132с. и Шебеста П. Среди карликов Малакки. Пер. с нем. Л., 1928. 63с.

Выражаю огромную благодарность друзьям knst и prostolida за сканирование и обработку предоставленной книги!

Штейнен К. Среди диких народов Бразилии. Пер. с нем. / Пред. М. Косвена. М.-Л.:Молодая гвардия,1930. 185с. (Библиотека экспедиций и путешествий)
Ссылка для скачивания:
http://narod.ru/disk/15599540000/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB%20%D0%A8%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D0%BD%20-%20%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%20%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D0%91%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B8.pdf.html

     Индеец думает, что животные действуют и разговаривают между собой, как разумные существа. Судя по индейским преданиям, все полезные орудия и все вооружение герои первобытных времен заимствовали от животных, которых почтительно называли господами и владетелями. Так, господином лечебного сорта табака и хлопка считается медведь, господином простого курительного табака - электрический угорь, господином маниоки - рыба, господином сна и изобретателем гамака - ящерица, господином солнца - коршун, господином наполненных водой глиняных горшков - водяная змея. Когда горшки разбились, от них произошли две реки - Ронуро и Паранатинга. Культурные европейцы пытаются рассматривать эти предания как символы. Но я не могу без смеха представить себе индейских охотников и рыбаков, пользующихся символами, как заправские поэты и художники. Нет, Антонио и его единомышленники не только не могут выдумать символ, но даже не в состоянии его понять.
     Индеец получал и до сих пор получает важнейшие предметы своего обихода от животных. Без их клювов, костей, раковин индеец не мог бы изготовить ни домашней утвари ни оружия, не мог бы построить себе жилища. Всем, что он имеет, индеец обязан рыбам, обезьянам, броненосцам,моллюскам, но как раз обо всех этих животных предание умалчивает, так как каждый ребенок знает, что охота на них и сейчас доставляет индейцам необходимые предметы, естественно, что ящерицу, проводящую в спячке несколько месяцев, он считает подательницей сна, а лисицу - подательницей огня. Он верит, что солнце находится во владении повелителя воздуха, коршуна, а вода принадлежит большой речной змее. Вместе со сном ящерица подарила людям и гамак, в котором они могли бы спать; теперь у нее нет гамака, и она очень на это сердится. В настоящее время либо хитростью либо силой люди похитили у животных их достижения. Таким объяснением индеец вполне удовлетворяется, так как все еще стоит на той точке зрения, что звери и люди различного вида и строения - равноценные личности.

Штейнен К. Среди первобытных народов Бразилии. Пер. с нем. м.-Л.,1930. с.142-143.

Previous post Next post
Up