Пленный, выкричавшись, снова сел. Он был доволен собой - опять положил ногу на ногу, опять устремил глаза в невидимую точку на стене.
Гамов подошел к нему вплотную. Я вдруг снова увидел его в той звериной ярости, что овладела им, когда он на улице пытался загрызть хулигана, напавшего на него с ножом.
- Слушай внимательно, дерьмо в мундире! - сказал он свистящим от бешенства голосом. - Я не буду тебя пытать. И расстреливать не стану. Тебе введут порцию обезволивающего яда. И ты потом будешь целовать под хвост свинью, а стереомеханик запечатлеет эту сцену. И миллионы людей у нас и в Родере будут любоваться, как истово, как благоговейно лобызает задницу свиньи благородный родер, назвавший себя капитаном Биркером Штоком. Вот что будет, если ты не заговоришь.
Пленный побелел. Широко распахнутыми глазами он поглядел на дверь, будто там уже показалась затребованная свинья. Все же он нашел в себе силы засмеяться. Он еще не верил.
- Так не воюют! - сказал он, вдруг охрипнув. - Латания военная нация, она знает науку благородной войны. Вы шутите, полковник!
- Наука благородной войны? - с ненавистью переспросил Гамов. - Благородного убийства женщин и стариков? Разорванный на глазах матери ребенок - это благородная война? Сожженные библиотеки, испепеленные статуи, великие картины, превращенные в пепел? Этого благородства ты ждешь от меня, подонок? Не жди! Я воюю так, чтобы вызвать отвращение к войне. Только такое отвращение будет истинно благородным!
Не знаю, понял ли пленник значение всего, что Гамов говорил, но сила исступленного голоса дошла. Пленный все повторял:
- Так не воюют! Полковник, так же нельзя воевать!
--
Он говорил с такой убежденностью, с такой страстью, что у меня вдруг смешались мысли. И я ухватился за первое высветившееся в мозгу возражение - и тут же сообразил, что именно так кричал Гамову сраженный им хулиган, именно на это напирал пленный Биркер Шток.
- Но ведь так не воюют, Гамов! Так никогда не воевали!
- Верно! Так никогда не воевали. Ну и что? Ну и что, спрашиваю? Придумали тысячи форм и обычаев войны, но ни одна форма войны, ни один из ее обычаев не направлены против самой войны. Вдумайтесь в этот страшный парадокс! Войны оканчивались и снова вспыхивали. Войны стали если и не повседневностью человеческой жизни, то повседневностью истории - каждый год где-нибудь льется кровь и корчатся искалеченные дети. Как это вытерпеть? Как с этим примириться?
- Вы хотите вообще уничтожить войны?
- Хочу! Навечно ликвидировать войны! Старыми средствами этого не сделать, они дают лишь победу в отдельной войне, но не победу над войнами вообще. Дети, на которых падают с неба бомбы! Все могу понять, хоть и не все прощаю. Но убийства детей, но их покалеченных тел, их слез, их отчаяния - нет, никогда не пойму, никому не прощу! Меня корчит от ненависти, Семипалов! О, если бы был один конкретный виновник войны, хоть сказочный великан, с какой бы свирепой яростью я бросился на него, с какой жестокой радостью ломал его руки, зубами грыз его горло!
Он уже не говорил, а кричал. Он впал в такое же исступление, как в тот вечер, когда одолевал своей яростью напавшего на него верзилу с ножом. Выкричавшись, он замолчал. Некоторое время мы двигались в безмолвии, потом я заговорил:
- Войны отвратительны, согласен. И военными средствами с ними не справиться. Но что вы можете предложить другое?
- Только одно - вести с войнами войну, но не по правилам войны, а против этих правил. Придумать такие правила, чтобы лишить войну прикрывающих ее понятий благородства, героичности... Унизить войну, чтобы мутило и выворачивало кишки при каждом упоминании о ней.
- И вы уже придумали правила войны, уничтожающей всякие войны?
- Ищу, - ответил он.
http://books.prometey.org/read/l1/page1/9711.html (читать и скачать - 1-я часть. txt, 199кб., там же ч.2.)
http://fb2pdf.com/book.php?key=f6d006670e09a9f53620baf8123b0ffb (скачать pdf)
(Снегов С.А. Диктатор, или Черт не нашего Бога. Т.1. Рига: Полярис, 1996. с.56-57, 69-70.)
Роман "Диктатор" известного советского фантаста С.А. Снегова (1910-1994) - его последний, и, на мой взгляд, лучший роман. Более того, я бы назвал "Диктатора" одним из лучших отечественных научно-фантастических романов, безусловно своей оригинальностью, силой, талантом лаконичного реалистического изложения, он сильно выделяется в общем ряду. Тема войны - только одна из центральных тем. Могу сказать, что на меня роман произвел неизгладимое впечатление и я его несколько раз перечитывал. Если найдете время - очень советую прочесть, не пожалеете. (д.д.)