Философ - думающий человек. Но это не работа, точнее неверно делать из этого несомненно важного занятия работу и профессию. Превращаясь в работу, философствование теряет искренность, личный характер. А философ - это всегда живой, неравнодушный, страдающий человек. Не потому ли философы так часто рассуждают о счастье, что сами лишены его? Вот об этом и хочется сказать. Почему и для чего занимаются философией - настоящей философией, а не заумным словесным конструированием. Не для чего философия вообще, а для чего философия философу. Или - если говорить о себе - для чего мне она нужна? Вот никто не спросит - зачем нужно красить заборы - ясное дело, чтобы они были покрашены, самому человеку от этого ничего, если не считать что окружающий вид становится опрятнее и может даже красивее. Есть и бесполезные занятия, но которые увлекают и самого человека, и тех кто на него смотрит. Например - спорт. Я сейчас не о полезности, а о личной мотивации. А вот зачем философия философу?
Несомненно, философами становятся не те люди, которые могли бы сказать о себе, что они счастливы. Или, говоря прямо, философами обычно становятся несчастливые люди. И главная тоска - от одиночества. Стал бы Кьеркегор философом если бы не был одинок? Не уверен. Написал ли Макс Штирнер свою единственную книгу, сделавшую его знаменитым? Сомневаюсь. Прославил ли бы Монтень своё имя "Опытами"? Вряд-ли. Не всегда это одиночество, эта заброшенность внешняя, часто это скорее внутреннее состояние, отчужденность от окружающих людей с их самовлюбленностью и равнодушием. Народ давно подметил, что философское отношение связано с терпением. Когда кто-то спокойно переносит утраты, он говорит о себе "я к этому отношусь философски". И это правильно, в этих словах очень древний и глубокий смысл. Философия - это прежде всего не мировоззрение, способ восприятия жизни, сколько мироотношение, способ оценки жизни её составляющих. Оценку я считаю главным в осмыслении, которым занимается философ, соответственно, "аксиологию" (науку о ценностях) - главной в философии. Только не стоит отделять вопрос о ценностях от других вопросов, уподобляя философию науке. Вернемся к исходной точке. Философ - человек, не чувствующий счастья, но необязательно осознающий это. Кто-то ищет утешения в вине, кто-то - в философии. Но философия не только способ преодоления ощущения тягостности жизни, но и возможного изменения ситуации. У Высоцкого есть замечательные слова в одной из песен - "всё не так, ребята". Вот эти слова лучше всего передают философское мироотношение, настроение философа. Не что-то не так, а всё не так. Некоторые интерпретируют (я имею в виду своё настроение, а не фразу) это как "всё не так, как должно быть", но правильно: "всё не так, как могло бы быть". Иначе говоря: может быть лучше. Философ - искатель лучшего. Но это не поиск подобный поиску алмазов или золота. Это скорее творческая работа, схожая с работой мастера-гончара или скульптора.
Мы выяснили, что в основе углубленного размышления, а философ собственно и есть мыслитель, лежит сильное чувство дискомфорта. Горечь, тоска, подавленность. Только чувства выражаются не в стихах, как у поэта, а порождают действие. Поиск альтернатив, поиск другого пути - начиная с другого мышления - это основа философии. Повторять за кем-то - нет смысла, даже если это правильно. Если всё прекрасно и все верные слова сказаны - тогда что этим заниматься? Нет, углубленно размышлять стоит не тогда, когда всё просто и ясно, а тогда, когда возможная истина скрыта под грудой заблуждений. Точнее, когда она не найдена. И эта истина не относится только к миру слов, она в конечном итоге восходит к той жизни, которая и породила у человека потребность философствовать. Ситуация "всё не так, ребята" порождает поиск выхода. Отвлеченность философии только кажущаяся - это отвлеченность стилистическая, по сути, философия более жизненное занятие, чем политика или медицина. Это поиск лучшего пути, поиск счастья (точнее - путей к счастью).
Но если породившее философское настроение негативное состояние прошло, состояние человека изменилось вследствие изменения ситуации, к примеру: он получил наследство, вернулась любимая или оказалось что диагноз "рак" оказался ошибочным? Думаю, что философ не перестанет быть философом и когда ему хорошо, когда он наконец почувствовал себя счастливым (мы ведь не будем отказывать философу в возможности счастья, правда?). Первое - он не меняется, как флюгер. Его привычка к углубленному мышлению вполне сформировалась, как и обостренное восприятие и чувствительность. Второе - он помнит, что ему не всегда было хорошо, и что факт яркого полдня не отменяет неизбежности ночи. Третье - как бы ему не было хорошо, ему небезразличны другие люди, и причем не только близкие. Речь не идет о любви ко всем, но именно неравнодушие по отношению к людям в целом. Думаю, указанных причин достаточно. Однако то, что вы можете увидеть довольного жизнью философа, не должно заслонять факт, что стал таким он именно в силу недовольства. Философия исчезнет только тогда, когда у людей не будет возникать ощущения глубокой тоски и одиночества, ощущения, что "всё не так, ребята". Надеюсь когда-нибудь это время наступит.