О разуме и мышлении можно и нужно говорить много, постоянно возвращаясь к этой теме. Мышление давно изучают и философы и психологи, но так и не дали нам ясного ответа - как же мыслит человек. Отвергая и "идеалистическую" трактовку сознания, сводящую его к духу, а мышление - к движению духа, так и "материалистическую", трактующую сознание
(
Read more... )
//Для биологов очень даже оправдано, поскольку они чётко разделяют животных и растения.//
Разделяют, но не чётко. Вы ещё скажите, что китайцев и не-китайцев легко различить.
//Разница не в степени "живости".//
Вот о том и речь. Слово - "животные", а степень "живности" непричем. Биологическая классификация преследует свои цели, и изучая её и имея в виду, не следует и здравый смысл на помойку выбрасывать.
//И статью эту писал, между прочим, не лишь бы кто, а специалист-биолог, профессор Ю.А. Полянский.//
Поэтому я и признал вашу правоту в этом вопросе.
//Сомнения в наличии того, что Вы склонны считать разумом. А традиционнно разум связывается с абстрактным мышлением. К последнему способен только человек.//
Психика = разум. Если разум изначально связывать с "абстрактным мышлением" (которого, кстати, не существует, существует словесное мышление), то тогда животные по большей части окажутся неразумными - кроме обезьян, у которых способность к языковому мышлению экспериментально доказана. Но это употребление слова "разум" неоправдано. Традиционность не имеет здесь никакого значения, если традиция сложилась в те времена, когда наука о животных находилась в зачаточной стадии.
Разум - это способность корректировать поведение с помощью мышления, осуществляемого мозгом. И наличие разума у высших животных - несомненно.
Reply
(The comment has been removed)
//Признали, но не сразу, а как говорят немцы, mit Muehe und Not. :)) Когда были припёрты к стене неопровержимыми фактами.//
И что в этом неправильного? Я уважаю факты, и уважаю аргументированное изложение мыслей. Когда их приводят - я готов пересмотреть свои высказывания.
//Не все так считают. Это нельзя назвать общепринятой точкой зрения.//
Верно. Но я не счел нужным сделать оговорку на этот счет, так как общепринятой точки зрения по поводу разума вообще нет. Здесь нужно было бы рассматривать определение психики, определение разума и т.д. В рамках своей системы я достаточно давно это сделал, а рассматривать все возможные трактовки - это уже лишнее.
Определение "разума" через словесное мышление неоправдано потому, что таковое мышление не является врожденным для человека. Это следствие социального научения. В основе своей мышление человека такое же, как и у животных, только более развитое.
//Доказана способность оперировать некоторыми знаками. А доказана ли способность к абстрактному мышлению? Если да, пожалуйста, ссылки.//
Повторяю - абстрактного мышления нет в принципе, и разум тут непричем, есть мышление словесно-символическое, и оно обезьянам доступно. Ко всему, к чему способен человек - речи, творчеству, поиску нестандартных решений, различению лиц и т.д. - обезьяны вполне способны. Одна из лучших книг о способностях обезьян - Ю. Линден "Обезьяны, человек и язык".
Reply
Leave a comment