Мышление как моделирование.

Jul 03, 2009 22:40


     О разуме и мышлении  можно и нужно говорить много, постоянно возвращаясь к этой теме.  Мышление давно изучают и философы и психологи, но так и не дали нам ясного ответа - как же мыслит человек.  Отвергая и "идеалистическую" трактовку сознания, сводящую его к духу, а мышление - к движению духа, так и "материалистическую", трактующую сознание ( Read more... )

мышление

Leave a comment

drevniy_daos July 4 2009, 17:26:48 UTC
Модель, конечно, связана с миром, но ПРОИЗВОЛЬНО. Нам удобны модели, наилучшим образом соответствующие реальности. То есть модели в целом, если не говорить о конкретных, связаны с миром в силу нашего желания, в силу тех целей, которые мы перед собой ставим. Ну и конечно не следует забывать про инерцию.
Кроме того, я говорил о произвольности моделирования в словесном мышлении, а не в естественном. Модель там тоже строится произвольно, но исходные компоненты детерминированы.

//соответственно, обладает определенной степенью адекватности.//
Конечно. Потому мы и можем говорить о "сумасшествии". У сумасшедших тоже есть и разум и мышление, но степень адекватности понижена.

//Если в рисунке улавливается сходство с предметом, тот этот рисунок зависит от предмета и связан с ним, даже если это контурный рисунок.//
Да, а в чем зависимость? Если я ХОЧУ нарисовать похоже, это не значит что я ДОЛЖЕН нарисовать похоже. Потрет в кубизме непохож на портрет, и не каждый поймет, что это, если до этого не видел картин вообще и портретов в частности. Про абстрактное искусство я уже молчу - там нет никакого сходства ни с чем, или оно случайно.

//Полная творческая свобода художника, рисующего предмет, не означает, что рисунок не связан предметом и не зависим от него.//
Он может нарисовать предмет не просто недостаточно точно, но невозможным образом. Например, красного крокодила с рогами. Строго говоря - это не крокодил. Образ крокодила просто был использован в ходе создания рисунка. То же делает и писатель, особенно фантаст - вы прекрасно это знаете. Реальн6ость выступает как материал, а его изображение - произвольно. А абсолютность свободы произвола художника проявляется в том, что, как я уже отметил, он может игнорировать все предметы как таковые и ничего не изображать, а рисовать фантазируя, беспредметно.

//Ну а в вопросе о сознании - констатирую полное отсутствие взаимного понимания, и даже повода для коммуникации//
На основе чего вы это констатируете? Вы между прочим не определяли, что подразумеваете под сознанием, так что о взаимности непонимания рановато говорить. Если вам непонятны какие-то детали моей теории - я с удовольствием объясню, или приму поправку, если вы выявите противоречие. А вопрос непростой, ничего удивительного. Согласитесь, было бы удивительно, если бы наступило мгновенное взаимопонимание. Значит что-то было не так :))

Reply


Leave a comment

Up