Затянул я с поездкой, но необходимо было поставить точку на этом объекте! Жирной точки не получилось, но до появления "живых" источников информации, придётся остановиться! Это третья часть исследования территории.
Первая -
здесь! Вторая -
здесь! Когда стало понятно, что территория части намного больше ожидаемой, было принято решение вернуться туда в очередной раз. Решившись на это путешествие, поставил задачу - периметр!
Карты не будет! Периметр оказался не из простых! Прямолинейность? - Не, не слышал! Отсутствие GPS-трекера полностью лишило меня возможности запомнить маршрут. О причинах - позже... Начнём из самого начала!
Сегодня было 23 в тени. Зная куда я еду, мне пришлось одеть берцы и спецштаны из плотного хлопка. Хорошо, что хоть под вечер похолодало!
Когда я оказался у КПП - сразу же повернул вправо, вдоль предполагаемой границы части. Строго прямолинейно от кирпичной границы КПП идёт невысокая насыпь. На внутренней стороне я прошёл 2 типичных для этого места капонира. Встречается много ям и небольших траншей неизвестного происхождения. Вдали показалось строение.
Это крайняя точка в северо-восточном направлении, ближайшей к шоссе точке периметра. Здание стоит на лесной дороге. Видимо, одно из КПП. Само по себе оно интересно!
В центре строения есть вот это:
Отверстие не бетонное! Это замурованная стальная труба. Прямо над ней, в потолке находится прямоугольный проём. Вероятно, что использовался он как огневая точка.
Это сооружение было соединено кабелями (сейчас - траншеями) со строением, которое я обозначил в
первой части:
Рядом со зданием (КПП) есть интересный объект. Это высокая, метра 3-4, равномерная насыпь. Интересна кирпичная кладка, которую видно на фото, и углубление вовнутрь. Углубление на вид как небольшая ямка. Обойдя этот холм со всех сторон, ничего необычного замечено не было.
В этом районе больше ничего не обнаружил. Так я дошёл до рва с насыпью, которые упоминал во
второй части. Продолжил путь вдоль его. Удивил свежий раскоп! Прямо внутри рва вырыта немаленькая яма. Извлечённая порода подсказывает, что это было сделано или в конце прошлого года, или в начале 2016. В общем - халявщики "работают".
На внутренней стороне периметра то и дело встречались остатки антенн. Позже - на них остановлюсь подробнее.
Дренаж - или как мне показалось. Вот последний колодец на пути.
Почему я подумал, что это дренаж? За ним следует стандартный для этой части капонир, дальше большой капонир (хотя, он, может даже и не капонир). Все они заполнены водой.
Возле стандартного капонира меня встретил домик бобра. Он здесь и деревьев немного подпортил.
Немного дальше ров заканчивается и переходит в узкую траншею.
На фото видно, как траншея расходится в две стороны. Через несколько метров они сходится в одну и направляются к очень интересному сооружению.
Это вид от края периметра:
Примечательно то, что под бетонными плитами пола сооружения находится ещё один этаж заполненный водой. От самого здания тянется насыпь с небольшими провалами до этого места (можно видеть через одно фото выше):
Дна не видно, но судя по тем брёвнам, которые опущены вниз - глубина от поверхности - метра 3-4.
От этого КПП снова начинается неглубокий ров.
Тянется он не далеко. Через метров 300-400 он упирается в колючку.
С этого места, разделю тему на 3 части:
1. Собственно периметр.
2. Лес.
3. Антенны.
Собственно периметр
До этой точки всё казалось простым и очевидным. Колючка пошла перпендикулярно вышеупомянутому рву и сохраняла свою прямолинейность около километра. Потом начались вариации. Сама по себе колючка не существует уже давно! Приходилось ориентироваться на ямки, оставшиеся поле демонтажа опор.
Не все ямки такие как эта, потому часто приходилось ходить кругами, чтобы обнаружить продолжение.
Некоторые столбы не смогли вытащить и они прекрасно прописались в лесной коммуналке.
Неожиданно периметр начал изменять своё направление чуть ли не через каждых 50 метров. Стало очень трудно ориентироваться. Доходило до такого, что следы уходили прямо в болото. Продолжая следовать вдоль колючки, я очень удивился - ямки сменились столбами.
Они присутствуют на протяжении 300-500 метров, что не может не удивлять. На одном из столбов сохранилась надпись:
Остатки опор можно увидеть прямо посреди дороги. Она, видимо, появилась относительно недавно.
Есть отрезки колючки на которых бетонные столбы сменяются деревянными. Это были самые сложные места, поскольку даже деревянные опоры кому-то понадобились. Так как размер этих деревянных брусьев сравнительно мал, пришлось приложить немало усилий, чтобы остаться на правильном пути.
На всём протяжении колючки её сопровождает кабельный раскоп. Кроме него, часто встречаются рвы и насыпи различных размеров.
Капониров в западной части территории обнаружено не было. Замечены укрепления, которых я здесь ещё не встречал. Они представляют собой искусственный холм с углублениями внутри. Какой-то упорядоченности в размещении таких укреплений не наблюдается.
Колючка привела меня к уже знакомому месту, которое я описывал во
второй части:
До КПП я уже не пошёл. Солнце давно спряталось за деревьями и теперь угрожало "отключением" света. Бродить по лесу с фонариком и велосипедом не очень хотелось.
Лес
Лес в этих местах самобытный. Часть построена в урочищах Лёсна и Козинец. Если взять во внимание то, что никакой санитарной прочистки леса в западной части территории не наблюдалось, места здесь труднопроходимые.
Я же тянул за собой велосипед. Иногда можно было попасть на торфяники, там идти было невозможно - ноги всё время пытались куда-то провалиться. На обследование периметра у меня ушло чуть больше 5 часов.
Антенны
По пути вдоль колючки, были обнаружены остатки 11 антенн. Все они были однотипными.
Каждая площадка выглядит приблизительно одинаково:
1. Фундамент со швеллерами.
2. Разбитые полые бетонные опоры.
3. Вкопанные полые бетонные опоры.
Что касается тех опор, которые находятся в земле - их или одна, или две (что чаще). Больше двух замечено не было. Была найдена и самая высокая опора. Её высота - 2,5 метра.
4. Натяжные петли
Такие петли каким-то чудом остаются в своих фундаментах. Определиться с точным количеством петель на одной площадке я не могу. В большинстве случаев они более короткие и скрываются под листвой. То, что их больше четырёх - это точно.
Ещё мне приглянулись вот такие бетонные изделия, находившиеся ближе к колючке. Их назначение не совсем понятно.
Конец!
Не буду утверждать, что тема закрыта! Осмотрено не всё, да и многое можно было просто упустить из виду. Собрано достаточно материала для анализа. Сейчас необходимо найти людей, непосредственно связанных с этим объектом. Надеюсь, что волей случая это сможет произойти в ближайшем будущем.