Цикл статей ко дню Победы 9 мая (8 часть, "zum Schluß")

May 11, 2016 00:45


Заключительная часть


С началом войны на территории Белоруссии сложилась уникальная ситуация для Православной Церкви - приход немецкой администрации ознаменовался восстановлением церковной жизни, практически ликвидированной советской властью. При рассмотрении процесса церковного строительства на территории оккупированной Белоруссии следует учесть, что оккупационные власти не желали возрождения единой Патриаршей Русской Церкви. Вся церковная жизнь строго контролировалась оккупационной администрацией.
  В Белоруссии, Прибалтике и Украине архиереи отстаивала своё мнение от националистов и оккупантов, всячески навязывающих свои требования в разрыве отношений с Москвой и Патриархом, с целью разделения Православной Церкви. Действие иерархии, на этих территориях, осуждались Патриархом Сергием. Архиереи хоть и делали вид, что всячески поддерживают нацистов, но делали это с большими оговорками или осуществляли это путём тщательного планирования своих дальнейших действий. Владыка Сергий (Воскресенский) и владыка Пантелеймон (Рожновский) всячески старались сорвать планы оккупантов и националистов и объединить два экзархата: Прибалтийский и Белорусский, тем самым сохранив единство структуры, а также общение с Патриархом. Православные архиереи, такие как Сергий (Воскресенский) и Алексий (Громадский), не покинули свои кафедры, свою паству и остались верны своей епископской присяге до конца (были убиты, предположительно, немецкими властями).
  На территории СССР, не попавшей под оккупацию, 4 сентября 1943 года произошло значимое событие - встреча Сталина в Кремле с тремя митрополитами: местоблюстителем Сергием, ленинградским Алексием и бывшем экзархом Украины Николаем. Эта встреча была решающей в судьбе Церкви - на ней было приняты важные решения и рассмотрены различные вопросы, одним из которых был вопрос о судьбе церковных приходов на освобождаемых территориях.

Приближение фронта беспокоило всех иерархов. Митрополит Пантелеймон понимал, что освобождение территорий и возвращение советской администрации вряд ли будет способствовать церковному строительству. Перед Церковью стал трудный вопрос: уйти с немцами на Запад и сохранить хотя бы организацию, или остаться и разделить судьбу своей паствы (в конечном итоге архиереи были эвакуированы немцами и, впоследствии, стали Displaced Persons и вошли в Синод РПЦ за границей).
 Практика взаимоотношений оккупационных властей с представителями Православной Церкви на территории Белоруссии в годы оккупации (1941-1944 гг.) заключалась в мере компромиссности церковных иерархов в отношении требований исполнителей немецкой власти. Это было связано с желанием православных клириков не только восстановить церковную жизнь, после антирелигиозной политики советской власти, но и сохранить её после окончания войны. Действия митрополита Пантелеймона были направлены на сохранение единства с Русской Церковью (Московским Патриархатом), не смотря на политическое давление со стороны противоборствующих политических систем.
Начавшаяся война, вопреки ожидания многих, не обострила отношения Православной Церкви с советским государством. Патриотизм православного клира и мирян, следующих примеру Православной Церкви  всегда занимать патриотическую позицию, оказался сильнее негативного отношения к религиозной политике Совесткого государства и, казалось бы, лояльного отношения агрессора, нацистской Германии, по отношению к религиозной жизни на оккупированных территорих.

В общем то, на этом и всё)))
Previous post
Up