(no subject)

Nov 14, 2013 23:14


С 11 по 13 ноября в Челябинском государственном педагогическом университете прошла VI Международная научно-практическая конференция фестиваль «Арт-сессия: Литература и театр: модели взаимодействия». Для обсуждения была выбрана следующая тема: «Катарсис как проблема театра и драматургии». Программа конференции была разнообразной. Это и лекции по истории и проблемам драматургии и театра, и показ спектаклей молодежных и студенческих театров, а впоследствии их обсуждение. В качестве почетных гостей были приглашены авторитетные ученые-филологи, режиссеры и руководители театров.

«Арт-сессия». День первый.

В 10-30 11 ноября в главном корпусе состоялось открытие мероприятия, где слово было предоставлено ректору ЧГПУ Садырину Владимиру Витальевичу, который поприветствовал присутствующих, а после сказал несколько слов о нашем ВУЗе: вкратце рассказал историю, поделился нововведениями на факультетах, невзначай похвалил нынешних первокурсников и, конечно же, поздравил всех с открытием «Арт-сессии».



Далее в этой же самой аудитории Елена Михайловна Четина (канд.фил.наук, доцент кафедры русской литературы ПГУ, Пермь) провела открытую лекцию на тему «Проблема зрительского восприятия в классическом черном театре», где поделилась своими мыслями относительно современного театра и новой драмы. Упомянула о так называемом «черном театре», который является «черной дырой» для современного театра и новой драмы. А все потому, что сейчас идет производство драматических текстов, а не творчество; отсутствует художественность. Также Елена Михайловна видит проблему в том, что в настоящее время в драме происходит разрушение диалогового соотношения автора героя - «я центричная модель перекочевала в драму». Слушать Елену Михайловну было очень интересно, но в основном ее материал был ориентирован на педагогов, знающих и разбирающихся людей.
Позже в этот же день участникам предлагалась возможность посетить два спектакля.

Спектакль «Самосвал» (театр «Лицей» г. Заречный) был показан в здании ЧГАКИ. Скажу сразу, что спектакль мне не особо понравился. В первую очередь, это связано с музыкальным сопровождением, которое, на мой взгляд, не всегда было уместно и, скажем так, «не в тему». Не совсем понравилась подача актеров, не хватило в некоторых моментах эмоциональности. Признаться честно, периодически меня клонило в сон. Но интересен был сам сюжет. Главный герой, который в самом начале не любил (я бы даже сказала, ненавидел) своего ребенка, но в силу обещания своей умершей жене, заботился о нем как мог (насколько был готов, если можно так сказать) в конце борется за него. Вдруг вскрываются обстоятельства: жена, которую он любил, оказывается ему изменяла, возможно, что и ребенок не его - мнимый отец и любовник жены уже предъявил свои права. И вот казалось бы, вот он, тот шанс освобождения для главного героя: он ведь был не готов к отцовству, а в связи с новыми обстоятельствами можно и забыть про данное обещание.. Но нет, он выбирает ребенка, ради него он даже готов на убийство и самоубийство - готов на все, лишь бы остаться с ним.



Второй спектакль «Дело чести» (студенческий театр «Профиль» ЧГПУ) был показан в актовом зале родного ВУЗа. Несмотря на то, что спектакль я смотрю не в первый раз, мне не было скучно. Ребята мастерски справились со своими ролями. Немного не хватило голоса, но это я думаю это не страшно, ведь первый раз спектакль ставился в большом зале. Понравилось, как было рассчитано пространство сцены. Сам спектакль (как и пьеса разумеется), я думаю, актуален в наши дни, ведь были поставлены вопросы о жестокости подростков, о положении женщины в современном обществе, о понятиях «честь» и «долг» для подростков.



«Арт-сессия». День второй.

Мой второй день «Арт-сессии» начался с посещения открытой лекции Алексей Андреевича Никольского - режиссера, педагога, автора театральных передач на ТВ, помощника худ. руководителя театра Ex cetera. Темой лекции он выбрал «Манифест театра жестокости Арто и театр ГУЛАГА». Лично мне здесь не хватило немного теории, в силу этого я иногда теряла ход мысли докладчика.

Далее я прослушала лекцию Елены Николаевны Шевченко (канд.фил.наук, доцент кафедры зарубежной литературы Казанского федерального университета) - «Трагедия без катарсиса: к проблеме трансформации жанра в новейшей немецкой драматургии». Свою тему она рассматривала на ряде произведений - пьесы Роланда Шиммельпфеннига «Арабская ночь»(современная история «Спящей Красавицы») и «Золотой дракон», пьеса Д. Лоэр «Синяя борода. Надежда женщин» и пьеса М. Майнбурга «Огнеликий» (немецкий драматург размышляет на вечную тему «отцов и детей»; на лицо торжество главного героя, а родители сами виноваты в своих бедах, они заслужили всех бед, которые с ними приключились; в конце пьесы герой, после убийства родителей, поджигает дом, этот огонь, который в традиционной трагедии считался бы очистительным, здесь выглядит отнюдь не таким, здесь, это блистательный огонь). в конце Елена Николаевна сделала вывод, что традиционный катарсис отсутствует, в произведениях нет возвышения души, а личностным делается чужой опыт.

Позже я посетила спектакль Тюменского театра «Мимикрия» «Глазами клоуна», который был поставлен по одноименному роману Г. Бёлля. Скажу сразу, спектакль мне очень понравился, я получила массу положительных эмоций. Это очень сложно передать словами. Сюжета так такового нет, связь с книгой это образы героев и отдельные эпизоды. На сцене главный герой - клоун, жизнь которого пошла под откос, а все потому, что любовь всей его жизни ушла к другому. Он ищет поддержки у друзей, коллег и семьи, но не получает ее и поэтому обращается к зрителям. Понравилось музыкальное сопровождение, игра актеров впечатлила, особенно понравилась игра с залом - зрителям в первом ряду посчастливилось сыграть немаловажные роли Брата, Мамы, Папы, Любовницы и Соперника. Из недостатков хотелось лишь отметить бесконечные просьбы оваций у зрительного зала. В начале они были не совсем уместны, так как в принципе еще ничего не было показано, а в конце весьма затянулись - зрительный зал в течение пяти минут (а то и больше) хлопал и просил клоуна выйти на сцену, и вот, когда многим уже надоело ждать, места в зале стали пустеть, клоун появился живой и здоровый.



«Арт-сессия». День третий.

Мой третий день «Арт-сессии» не начался с посещения лекции, а все из - за того, что злой преподаватель (скорее всего оттого, что он был голоден; наверное, не многие меня поймут) не отпустил нас с пар. Но ничего страшного, ведь в 12-00 начиналась последняя секция, на которой были представлены доклады преподавателей, как нашего ВУЗа, так и гостей конференции. Очень интересно было слушать живую речь преподавателей, а не доклады с листочков.
Позже я посетила спектакль театра «Манекен» (г. Челябинск) «Оркестр». Участники «АРТсессии» были удостоены чести посмотреть спектакль до его премьеры и совершенно бесплатно. Это вторая постановка «Манекена» по пьесе Ж.Ануя, но с другими актерами. В прошлом году мне удалось побывать и на первом спектакле, сразу скажу, что впечатлений тогда у меня было намного больше. В новой поставке не понравилась главная героиня. Если раньше ее образ вызывал у меня сострадание, то теперь же ей хотелось сказать - сама виновата, не надо быть такой стервой. Сама актриса играла мастерски, но это, по моему мнению, тот случай, когда роль оказалась не для актера. Но я все-таки сужу с позиции зрителя, саму пьесу я не читала (что исправлю в ближайшем будущем), потому саму героиню я не знаю, поэтому возможно впоследствии я изменю свое мнение. Если же говорить в целом, то спектакль понравился.


ИДТПП журналистика, ЧГПУ

Previous post Next post
Up