Jan 30, 2010 17:09
"Что Вы больше любите смотреть по вечерам: порнографию или эротику? "А в чём принципиальная разница?", спросите Вы. В том, что в порнухе всё показывают детально и крупным планом, а в эротике не всё и из далека? Эротику обычно вдовновленно называют высоким искусством, а порнографией принято называть нечто механическое, безвкусное. Отметим, что, как правило, ссылка на "вкус" оправдывает отсутствие четко сформулированной границы: говорят, что вкус либо есть, либо его нет. Вкус это одно из тех многочисленных объективно-субъективных понятий, которые изобрело общество, чтобы оправдать свою неспособность дать толкование той или иной категории чувств, мыслей или событий, свойственных человеческой истории.
Однако, представляется, что границу между порнографией и эротикой вполне можно обозначить, просто на несколько ином уровне.
Для начала определимся, что общего в эротике и порнографии только одно: и там, и там показывают секс. А именно в сексе находят свое ярчайшее проявление два самых загадочных качества, присущих исключительно человеку: цинизм и лицемерие. Секс вообще идеальная среда для изучения человеческих свойств и особенностей, но в данном случае нас интересует именно цинизм и лицимерие. В таком ключе различия между порнографией и эротикой приобретают вполне конкретные очертания. Поясним.
Порнография, на наш взгляд, продукт исключительно циничный, и, следовательно, привлекает и возбуждает в ней прежде всего гипертрофированный цинизм по отношению как к сексу в целом, так и к людям, в ней задействованным. Любовь, романтика, сантименты - всё это отбрасывается, внимание фокусируется на механических фрикциях. Личность "актёра" сводится до совокупности отверстий, членов, пальцев и языков - всё остальное (переживания, чувства, мечты, мысли, боль) не имеет никакого значения. Это просто человек, которого имеют, остальное неважно. Получается, что именно эта противоестественная антигуманная конструкция и возбуждает больше всего и прежде всего. В этом, конечно, нет ничего удивительного: людям всегда нравилось наблюдать за тем, как на их собственных глазах себе подобные лишались части человечного: в прямом или переносном смысле. Иступление толпы при виде увечий которые получали гладиаторы на аренах Древнего Рима в схватках с хищниками или друг с другом, на наш взгляд, объясняются теми же процессами в психике. И это возбуждение, это влечение объясняется не какой-то природной жестокостью, а цинизмом как явлением исключительно социальным.
Возьмем простой пример из современной реальности: работа в офисе (Прим.: как пример соверменного общества). Про офисного клерка сказано и спето уже достаточно много, но в данном контексте хотельсь бы отметить именно порнушнографическую сторону жизни клерка. Как и порноактриса - это не человек, а набор функций, которые он должен безропотно исполнять. Его детские мечты, творческие способности, особенности характера никого не волнуют. И ведь этот принцип заложен везде, не только в офисе, но и во всем обществе, на улице, в магазине, в клубе, в гостях у приятелей - будь добр, веди себя соответствующим образом, держи себя в руках. Нет - будешь изгоем: на улице будут бить, проверять документы; в магазин пускать не будут, повесят фотокарточку на входе как нежелательного посетителя; в клубе фейс-контроль не пройдешь никогда; в гости звать не будут. Но постойте, ведь нас же детьми в школе учили помогать друг другу, сочувствовать, сострадать, отучали от равнодушия. Учили мечтать - одна мифическая профессия космонавта чего стоила! А когда мы вырастаем, вступаем во взрослую жизнь, нам говорят: оставьте свои мечты и сострадание при себе, здесь так не принято. Иначе быть вам изгоями. Лицемерно, не правда ли? И вот тут мы переходим к эротике.
В отличие от порнографии в эротическом фильме ни половые органы, ни фрикции не показывают - всё это скрыто от глаз зрителя, и зритель понимает, что полового акта на самом деле не происходит, что актеры изображают его, а вмести с ним изображают и удовольствие, страсть, наслаждение, проникновение и прочие радости секса. Получается, что то, что в порнографии наглядно (и цинично) игнорируется, в эротике так же наглядно (но уже лицемерно) демонстрируется. Демонстрируется наиграно, ведь, в отличие от порнографии, в эротике актёры не чувствуют даже проникновения (и прикосновения). Но вернемся к офису. Вместе с тотальным игнорированием личности сотрудника, отмеченной выше, так называемая офисная, корпоративная культура парадоксальным образом подразумевает демонстрацию удовлетворения клерком офисной жизнью и заинтересованное его участие в корпоративных мероприятиях. Эти мероприятия наглым образом подменяют ту, украденную часть жизни клерка и окончательно подавляют его творческий потенциал и способность к независимой, внеобщественной организации собственного существования". (с) ya-bledniy
Вывод: цинизм и лицемерие - основа существования современного офисного пространства.