Jun 07, 2016 17:24
В этот день 133 года назад в Москве освятили Храм Христа Спасителя. Весной 1995 мы впервые оказались в огромном подвале. захламленном свалкой водоочистного оборудования. Нам сказали: " Вот ваша мастерская.Владейте". Мы замерли - вокруг был рассыпан громадными холмами песок, отдававший хлоркой. Отовсюду торчали обрезки труб, гроздьями свисали провода, взапуски бегали крысы с кошками. Я не удивился, если бы среди мусора обнружилась пара жмуриков. Для злодейства места лучше и придумать было нельзя. А нам предстояла деятельность совсем другого рода. С этого началось восстановление убранства Храма. Мы так и говорим между собой - Храм. И всем нашим ясно о чем идет речь. Будто мы тамплиеры какие-нибудь. В известной степени это правда. Реально, к восстановлению каменного убранства имели отношение сотни две с половиной людей. А может и поменее. Я сейчас говорю именно о тех, кто делал это непосредственно руками.Часть из них ушла из этой жизни. Нас осталось немного: резчиков, модельщиков, инкрустаторов-мозаичников, архитекторов. И мы, не хуже тамплиеров, знаем кое-что главное об этом мире. Но вам не расскажем. Да и как об этом можно адекватно рассказать.......
Когда все только началось, выяснилось,что в нашем добром государстве начисто перевелись необходимые специалисты. Оставалось немного дедушек , сидевших на своих дачах. А нам нужна была целая куча мастеров. Что ж...Поклонились старикам. И они появились, недоверчивые, ворчливые. Боже мой! Страшно представить у кого они учились. Модельную мастерскую возглавил, к примеру К.Короткин, начинавший в команде у Дейнеки. Одна деталь, чтобы вы поняли , что такое действительно классный модельщик. Уважаемый архитектор водит карандашом по фанерному листу, служащему основой для будущей модели: " Ну лист пойдет , наверное , так....гроздь может так. Чо-то не очень похоже вышло.Вобщем надо порисовать." Тут же карандаш перехватывается рукой . покрытой узлами вен...Рука уверенно, без отрыва от фанеры наносит контур... Плюх ...Шмат глины падает поверх контура. Начинает быстро, быстро мелькать палисандровый стек. И на глазах возникает вчерне сложная виноградная гроздь, перевитая стеблем. Ловкая , стильная, и главное - очень убедительная. Становится совестно. (не к месту лезет в голову Тинторетто - Мы бедные венецианцы умеем рисовать только так). "Не переживай, милый. Меня, вообще, поначалу едва не выгнали."
Господи, спасибо всем тем, кто преподал нам эту науку! А инкрустация. Мы столкнулись с кучей каменных пород, о которых и слыхом раньше не слыхивали. Ничего. Отправились по карьерам - в основном итальянским. Все нашли, все освоили. Наваяли. И так по всем направлениям, открывшимся нашим взорам на Храме. Поэтому оставим ныне праздные разговоры о моральных и материальных аспектах разрушения, а потом восстановления Храма. Скажем ему спасибо за вновь ожившую школу декоративной камнеобработки. Мы ж все оттуда. Это и есть наша "Шинель". А о себе скажу так. С этих самых пор началось у меня вот это самое ощущение, когда работается так,что голову от счастья порой сносит. И я не один такой. Ну как...меня не очень прорвало ? Спасибо всем, кто делит со мной ремесло и судьбу. За вас, ребята!.
Таргет-Цель faciebat,
Ремесло,
Личное