Пора продолжать. Лекция о Паскале для меня очень трудна. Собственно, она ещё и не дописана. Во-первых, всё-время кажется, что наиболее существенное ещё не сказал. Во-вторых, кажется, что сказал, что-то лишнее, о чем не надо говорить на лекциях. Пока - затравка. Основной источник - опять же замечательная книжка Б.Н. Тарасова
http://bookz.ru/authors/boris-tarasov/paskal__773/1-paskal__773.html Блез Паскаль
Мышление Паскаля - одно из самых удивительных явлений в истории культуры. Я подчёркиваю, что имею в виду не его научные достижения, а сам характер мышления. Есть две черты, которые могут характеризовать продуктивное мышление. Первое - это систематичность. Начав думать над проблемой, человек замечает все её аспекты и продумывает их до конца. Гением этого дела был Декарт. Из, к примеру, отождествления точки и числа он вывел целую науку. Но сильной стороной мышления может быть и другое: его спонтанность, взрывчатость, умение сделать абсолютно неожиданный ход мысли, который никому другому просто не может придти в голову. В этом Паскаль не знал равных среди своих современников, да и не только среди них. О Паскале - математике мы будем говорить много. Будем читать его книгу «Мысли», которая поражает именно неожиданностью мысли и невероятной для своего времени простотой стиля. Но начать бы хотелось с его достижений, не имеющих непосредственного отношения ни к науке, ни к литературе.
Паскаль придумал тачку. Всегда понимали, что тяжести удобно носить в специальных ёмкостях или формах, к которым присоединены ручки. Мы называем такие формы носилками. Известны подобные приспособления испокон веку. Ещё раньше, видимо, появилось колесо, но никому не приходило в голову связать эти два понятия. Это сделал Паскаль. Он изобрёл тачку, абсолютно простой и необходимый предмет, которого, тем не менее, раньше не было.
Другой пример. Паскаль изобрёл общественный транспорт. Существовали кареты, которые стоили дорого. Передвигаться на них могли только очень богатые люди, которым эти кареты и принадлежали. Паскаль предложил использовать для перевозок парижан несколько карет, принадлежащих казне (позднее было организовано акционерное общество владельцев). Эта идея встретила понятные возражения, и пробить её Паскалю удалось не сразу. Кареты дороги и при таком режиме работы будут быстро изнашиваться. То же самое можно сказать и про лошадей, которые будут эти кареты возить. Как определить цену, чтобы до этого карета с лошадьми успела окупиться? Паскаль понял, что для этого она должна стать побольше. Карета превратилась в omnibus. По латыни это слово означает «для всех». Ему принадлежит и конструкция, чертёж такой увеличенной кареты, и финансовый расчёт, позволивший определить цену, при которой карета начнёт окупаться. Паскаль, таким образом, ещё и великий экономист. Но главное достижение не в этом, а в абсолютно неожиданной идее использовать то, что ранее воспринималось только как предмет роскоши и символ богатства, для общественных нужд. В 30-е годы прошлого века трамвайные билеты в Париже выпускались с изображением Паскаля. А вот как описывается запуск общественного транспорта в книге Б.Н. Тарасова о Паскале. Это описание основано на письме сестры Паскаля Жильберты.
18 марта 1662 года открылся первый маршрут - от ворот аристократического предместья Сент-Антуан до Люксембургского дворца. … Торжественная процедура, начавшаяся в семь часов утра, сопровождалась одновременно помпезностью и охранительными предосторожностями. Так ко дворцу, перед которым расположились четыре кареты (три кареты находились у ворот предместья), прибыли два комиссара полиции и парижский прево в сопровождении более десяти лучников и стольких же конников. Когда все было готово к началу движения, один из комиссаров произнес торжественную речь, в которой отметил общественную выгоду нового мероприятия и от имени короля пригрозил кучерам строгим наказанием, если те вздумают произнести хоть одно бранное слово. Затем кучера облачились в широкие голубые плащи с вышитым на них королевским оружием, и первый экипаж, в котором находился прево и специальный часовой, отправился в путь. А за первым экипажем с интервалом в четверть часа последовали и остальные три (в каждом из них также находился часовой), а лучники и конники растянулись по всему маршруту. У ворот предместья Сент-Антуан была проведена точно такая же церемония.
На близлежащих улицах и на Новом Мосту вскоре образовались толпы народа, сквозь которые запоздавшему зеваке было трудно протиснуться, чтобы поглядеть на невиданное доселе зрелище. Везде, пишет Жильберта, были видны только смеющиеся и радостные лица, а ремесленники, как в праздничные дни, бросали работу и ничего не делали.
Мероприятие, по ее мнению, настолько удалось, что уже в первое утро кареты оказались заполненными до отказа, и в них можно было даже заметить несколько женщин.
Особенно интересно в этом тексте описание всеобщего радостного потрясения от неожиданного зрелища. Ведь с точки зрения человека того времени не может быть никакого общественного транспорта! Транспорт может быть только личный!
Ещё одно великое изобретение Паскаля - первый арифмометр. Это изобретение он сделал совсем молодым, чуть более двадцати лет. Паскаль не только придумал основную идею, перенос единицы в следующий разряд путём вращения системы некоторых специально подобранных колёс. Он и сам собрал машину, очень тщательно подбирая оптимальный состав материалов, и даже наладил «серийное» производство своих машин. Несколько арифмометров Паскаля сохранились до настоящего времени.
Эти примеры хорошо демонстрируют нестандартность, взрывчатость мышления Паскаля. Теперь перейдём к подробной биографии этого удивительного человека.