Отверженные

May 14, 2013 22:14

Я это сделала! Я наконец-то прочитала "Отверженных"! А вдохновили меня на прочтение недавно просмотренный юбилейный концерт и прослушанная аудиоверсия юбилейного тура "Les Miserables")
Вообще-то, желание прочитать этот роман возникло у меня раньше - после просмотра фильма-мюзикла 2012 года. Я была в восторге от фильма, и, понятное дело, мне захотелось прочесть книгу, сюжет которой лёг в его основу. Но восторг быстро прошёл (в первую очередь из-за непрофессионального пения актёров), вследствие чего до книги я так и не добралась. И неизвестно, когда бы я её прочитала, если бы не концерт)

Книга поначалу читалась с трудом - была даже мысль её забросить) Но сия мысль была послана подальше - раз уж начала, так дочитаю! И очень хорошо, что я продолжила чтение - со временем я втянулась, и мыслей о том, чтобы забросить книгу уже не возникало) Местами, правда, было скучновато, поскольку время от времени Гюго отвлекался от основного сюжета и пускался в разнообразные объемные рассуждения - о битве при Ватерлоо (очень подробное описание битвы, между прочим), о монастыре бернардинок-бенедиктинок, о гаменах, об арго, о парижской клоаке и т.п. Некоторые рассуждения были довольно интересны, а некоторые я, честно говоря, читала по диагонали - уж очень они были скучны, притом с кучей неизвестных мне имен и названий) Ну а основной сюжет очень интересный. Я его, конечно, знала по мюзиклу, но благодаря книге мне открылись новые факты. И я наконец-то узнала, из-за чего умер Жан Вальжан! А то как-то не понятно было в мюзикле, почему это он так резко умирает, причём в день свадьбы Козетты и Мариуса. А он, оказывается, умер через год после свадьбы, и умер из-за того, что потерял смысл жизни.


Персонажи замечательные. В первую очередь, конечно же, Жан Вальжан. Я им восхищаюсь! Но, на мой взгляд, он не всегда поступал правильно. Вот взять тот случай, когда он заявился на суд, чтобы невинного человека не осудили вместо него. Я понимаю, совесть и всё такое, но в этом случае ему стоило подумать не о себе, а о других. Он был хозяином фабрики - он был ответственен за всех тех людей, которые на него работали, и он обещал умирающей Фантине привезти к ней Козетту и в дальнейшем заботиться о ребёнке. Он мог бы пожертвовать своей совестью, остаться дядюшкой Малденом и спокойно выполнить обещание, данное Фантине, да и продолжать давать работу всем тем несчастным людям. Но нет же - решил признаться в том, что он Вальжан, и в результате лишил многих людей средств к существованию, и подвёл Фантину. Обещание заботиться о Козетте он, правда, выполнил, но всё же. Больше претензий к Вальжану у меня нет. Он просто святой. И очень жалко его - страдал из-за всяких предрассудков. Ну украл кусок хлеба - причем не для себя, а для голодающих детей, был на каторге, так что же теперь, всю жизнь ему за это расплачиваться? Судить человека нужно по его поступкам, а не по той единственной ошибке, которую он когда-то совершил.
Жавер, хоть он и отрицательный персонаж, не вызывал у меня никаких негативных эмоций. Он просто выполнял свой долг, делал то, что считал правильным. Это достойно уважения. А в тот момент, когда он понял, что всю жизнь ошибался, мне было его очень жаль. Я представляю, каково это - всю жизнь свято верить во что-то, а потом вдруг осознать, что то, во что ты верил, неправильно.
Епископ Диньский - замечательный человек! Единственный из всех отнёсся к Вальжану как к человеку. И не только в самом начале, а и после того, как тот украл у него серебро! Вот все бы священники были такими...
Очень жалко Фантину. Через что ей пришлось пройти ради ребёнка! А всё из-за подлых людей! Ну и что, что у неё незаконнорожденный ребёнок? Мало ли какая там ситуация! Опять всё те же предрассудки...
Мариус - замечательный молодой человек, верный своим убеждениям. Одно в нём не понравилось - то, как он отнёсся к Жану Вальжану после того, как узнал, что тот бывший каторжник. Очень несправедливо он поступил с Вальжаном. Потом, правда, Мариус прозрел, но неприятный осадок у меня остался.
Козетта особо не впечатлила. История её с Мариусом любви, правда, очень понравилась)
Супруги Тенардье - гадкие и мерзкие людишки. И как у них получились такие хорошие дети как Эпонина и Гарвош?
Эпонина. На первый взгляд вроде ничего особенного, но, тем не менее, этот персонаж не так уж и прост. Её последний поступок очень впечатляет.
Маленький Гаврош - я его обожаю! Добрый и умный мальчик с отличным чувством юмора! И очень смелый!
Анжольрас. Ещё один человек, достойный восхищения - самоотверженный, верящий в свои идеалы и готовый за них умереть. И не только он. Курфейрак, Комбефер, Жан Прувер, Жоли, Грантер и другие тоже достойны восхищения. Идти на баррикады сражаться, зная, что живыми они оттуда не выберуться! Настоящие герои! Очень понравилось, как описана сцена расстрела Анжольраса и Грантера. Грантер, конечно, всю битву проспал, поскольку был пьяным, но в конце поступил очень храбро.

- Стреляйте, - сказал Анжольрас.

Отбросив обломок карабина, скрестив руки, он подставил грудь пулям.

Отвага перед лицом смерти всегда покоряет людей. Как только Анжольрас скрестил руки на груди, готовый принять смерть, в зале стих оглушительный гул схватки, и хаос внезапно сменился торжественной мертвой тишиной. Казалось, грозное величие безоружного и неподвижного Анжольраса укротило шум, казалось, этот юноша, единственный, кто не был ни разу ранен, надменный, прекрасный, залитый кровью, невозмутимый, словно он был уверен в своей неуязвимости, одним лишь властным, спокойным взглядом внушал уважение этой свирепой толпе, готовой убить его. Гордая осанка придавала его красоте в эту минуту особый, ослепительный блеск; по истечении страшных суток он оставался все таким же румяным и свежим, как будто его не брала ни пуля, ни усталость. Вероятно, именно про него говорил впоследствии кто‑то из свидетелей, выступая перед военным судом: «Там был один бунтовщик, которого, я слыхал, называли Аполлоном». Один из национальных гвардейцев, целившихся в Анжольраса, опустил ружье и сказал:

- Мне кажется, будто я стреляю в цветок.

Солдаты, устремив все внимание на Анжольраса, даже не заметили Грантера, забравшегося в угол за бильярд, и сержант уже готовился повторить приказ: «На прицел», как вдруг рядом чей‑то могучий голос воскликнул:

- Да здравствует Республика! Я с ними заодно!

Грантер встал.

Яркое зарево битвы, которую он пропустил и в которой не участвовал, горело в сверкающем взгляде пьяницы; он как будто преобразился.

- Да здравствует Республика! - крикнул он снова, прошел по зале уверенным шагом и стал рядом с Анжольрасом, прямо против ружейных стволов.

- Прикончите нас обоих разом, - сказал он и, обернувшись к Анжольрасу, тихо спросил:

- Ты позволишь?

Анжольрас с улыбкой пожал ему руку.

Улыбка еще не сбежала с его губ, как грянул залп.

Пронзенный навылет восемью пулями, Анжольрас продолжал стоять, прислонясь к стене, словно пригвожденный к ней пулями. Только голова его поникла на грудь.

Грантер, убитый наповал, рухнул к его ногам.

Грантер наконец-то добился уважения от Анжольраса...

В общем, замечательная книга! Последние страницы дочитывала с трудом - еле различала слова сквозь слёзы...

books, musical

Previous post Next post
Up