О да, физиологичесеий разрыв опыта может полностью блокировать восприятие чужой фантазии. Тут уж объясняй, не объясняй - перекодировки будут. А про культурные различия оно очень сложно, но не безнадёжно. Если вкратце, то человек может научиться воспринимать фантазию двояко, с двух точек зрения одновременно: через реакции своего века и круга - и через интеллектуально познанную информацию о другом веке и круге. Античники и другие специалисты по древности-экзотике так и работают: добирают массу опыта, недоступного "нормальному человеку в нормальной жизни" (филологи -классики, устраивавшие пиры по античному образцу - не анекдот), а про остальное по крохам набирают информацию, пока в голове не уложится. Реконструкторы этим занимаются, беря отсчёт от физических предметов (и на практике проверяя, как эти предметы и технологии влияют на бытовые привычки, физическую форму и даже чистоту и сохранность других предметов вроде одежды). Про героизм и доброту приходится собирать материалы по письменным текстам, ловя пресуппозиции того, что автор говорил явным образом. В общем, хлопотно и крайне обрывочно, но частично достижимо.
Собственно, именно поэтому я и говорю про "коридор восприятия". Когда он смещается в связи с получением какого-то нового опыта, смещается и восприятие уже существующей фантазии - своей или чужой. Сами фантазии не обязательно делаются от этого лучше или хуже - они просто направлены на людей с разным опытом (или на разные субличности одного человека, обращающиеся к разному опыту) и решают разные задачи.
Reply
Когда он смещается в связи с получением какого-то нового опыта, смещается и восприятие уже существующей фантазии - своей или чужой.
Сами фантазии не обязательно делаются от этого лучше или хуже - они просто направлены на людей с разным опытом (или на разные субличности одного человека, обращающиеся к разному опыту) и решают разные задачи.
Reply
Leave a comment