Из культурного кода

Jan 21, 2021 22:26

...По следам недавних разговоров других местах.

.... По "Кольцу Тьмы" Перумова и "Чёрной книге Арды" Васильевой и Некрасовой сразу и хорошо видно, насколько эти книги из русского контекста. Тут не только взгляд "со стороны Тьмы" (представление о своей территории как о Мордоре у нас - общее место), это ещё и ключевая коллизия "бунтарь ( Read more... )

штучное

Leave a comment

ylyandres January 22 2021, 12:51:21 UTC
Два указанных произведения не читал и ни в коем случае не собирался, но меня заинтересовал другой вопрос - осмысливать людей как читателей, представляющих окружающий мир сквозь призму книг (а не наоборот).

Ну вот есть человек, который выступает против прививок. Он искренне (наверно) полагает, будто государство срослось с корпорациями, а проплаченные ученые в проплаченных СМИ оболванивают население. Киберпанк наяву, короче говоря (не на пустом же месте он 50 лет назад возник).
При этом человек свято верит, что есть добродушные неподкупные ученые, которые знают ПРАВДУ и бескорыстно распространяют ее в узком круге ограниченных людей, далеком от Власти. Эдакие пророки в своем отечестве, вокруг которых собираются поистине религиозные секты.
("It was like hermits. There was no point freezing your nadgers off on top of some mountain while communing with the Infinite unless you could rely on a lot of impressionable young women to come along occasionally and say “Gosh.")
С одной стороны, такие секты вроде бы замыкаются в себе, а с другой - романтизм XIX века и звезда пленительного счастья победы добра надо злом.

Reply

dreamer_m January 22 2021, 12:55:32 UTC
Это не люди представляют мир через призму книг, это авторы книг рассказывают миф, уже узнаваемый читателями по другим причинам - именно поэтому значимый и интересный для них. Не было бы мифа- книги бы не продались.

Чужие мифы читаются тяжелее и с постоянным недоверием "чё это вообще за хрень?".

Reply

masterspammer January 26 2021, 05:47:44 UTC
(В сторону - "а свои мифы воспринимаются нормально, даже если они по смыслу полная хрень").

А можно пример чужих мифов? Почему-то ничего не вспоминается (забылось как "хрень"?)

Reply

dreamer_m January 26 2021, 08:13:14 UTC
Вот жанр "страшилок" из совсем чужой культуры: https://librebook.me/mify_indeicev_iujnoi_ameriki__kniga_dlia_vzroslyh

Нам они кажутся не столько страшными, сколько "нафига оно такое вообще? что они там курят и, главное, зачем?".

А вот пример бытовой и из жизни: я, когда в подростковом возрасте знакомилась с D&D образным фэнтези. больше всего взрывала себе мозг на том, что там героев всё время вознаграждают. Причём материально, причём даже там. где они просто помогали бедным и несчастным. Получить серьёзные деньги за помощь бедным. seriously? Драконы и феи меня не смущали вообще, но вот отношения персонажей, где просто " в режиме благодарности" ценный ресурс берётся сам и ниоткуда - это был чужой миф, чужой троп, с которым я прямо не знала, как быть.

Reply

masterspammer January 26 2021, 08:30:51 UTC
Так-то они наверное будут страшные, если про тот лес, который вокруг, говорится и про зверей, которые там водятся (ну а нечисть, которая в основном хочет сожрать, она нечисть и есть); другое дело, что ощущение накуренности есть и особенно неслабое оно от некоторых поступков героев-людей (и как раз таким могут показаться поступки нашего бунтаря).

А вот в D&D какая-то "накуренность" мира выходит.

Reply

dreamer_m January 26 2021, 08:48:17 UTC
Ну... да.

Но я представляю, какими глазами будет читать ЧКА и прочее человек, не живший в постхристианском и постдиссидентском российском контексте! Типа, а зачем они всем этим занимаются, им что, скучно там?

Reply

masterspammer January 26 2021, 08:50:23 UTC
"им что, скучно там" - вот, кстати, да, мысль о странных формах структурирования времени приходит в голову и при чтении мифов индейцев Южной Америки.

Reply


Leave a comment

Up