Об апокалипсисах

Oct 04, 2020 12:33

От пандемии до Камчатки. В продолжение разговора, начатого в другом журнале.

Когда постхристианское общество (на самом деле, всё талмудическое и постталмудическое по своим культурным традициям, просто мы тут в основном видим свои ближние окрестности, а они постправославные) сталкивается с очередным апокалипсисом, оно в первую очередь видит в этом наведение божественной справедливости и предвестье лучшего нового мира. Поначалу. Но зато каждый раз. В первые дни очередного апокалипсиса люди ломятся толпой в храм причащаться (ну или целовать ворота мечети) не столько потому даже, что боятся заболеть - а потому, что предвидят чудесное вмешательство в мучительно-несовершенный мир и стремятся оказаться среди тех праведников, которые достойно пройдут испытания и окажутся среди живущих в новом, великолепном, свободном от прежнего зла мире.

Весной народ с придыханием следил, кто из знаменитостей заболеет и, возможно, помрёт даже. Вот теперь-то вся эта зажравшаяся элита поймёт, что о простых людях придётся позаботиться! Вот теперь-то эксплуататорам-работодателям придётся всех отпустить на удалёнку! Вот теперь-то есть возможность прореформировать образование, замшелое до безумия и сплошь вредоносное, но где в спокойные времена никому нельзя ничего менять! Вот теперь-то население обновится, а то слишком много стариков со своей медициной развели, новым поколениям пожить негде...



К июню эмоциональный подъём сдох и был выражен кем-то в сети вполне лаконично "Ни один чиновник не умер, такая пандемия псу под хвост..."

Внезапно оказалось, что царство справедливости опять не наступило, что умер только дядя Володя и медсестра Катя-бывшая одноклассница. Также закрылась пекарня на углу, ближайший театр, ну и жена теперь без работы. Что как бы и апокалипсис, конечно, но совершенно не похожий на приход царства равенства и освобождённого от тесноты мира, когда после потопа выживает лишь горстка праведников, спасшихся в ковчеге (а вокруг чисто и пусто, селись - не хочу). Внезапно, людей вокруг всё ещё слишком много, а вот заработков и иных источников ресурса - слишком мало. На апокалипсисе, как оказалось, заработали в основном шарлатаны и мошенники. Никогда такого не было и вдруг опять!

После этого ожидания социальной справедливости народ перенаправил со стихии на других людей, и все видели уже, как это выглядит, от Америки до Белоруссии.

Это то, почему я не сравниваю пандемию с цунами и с извержением (как до того была против сравнения с войной, потому что тоже не похоже). Цунами примечательно тем, что приходит очень быстро и большинство не успевает среагировать - в частности, не успевает и не может задействовать социальные системы сброса проблемы на соседа. (Представляете, что было бы, если о цунами было гарантированно известно заранее и вопрос эвакуации, включая вывоз собственности и отмены арендных договоров, стал бы чисто коммерчески-социальным!?)

Пандемия распространяется медленно - и это значит, что все социальные механизмы, как взаимопомощи, так и сталкивания соседа в пропасть, чтобы подольше пожить самому, могут быть и будут задействованы в народных массах. Если дракон сел грабить город и это явно надолго, горожане начинают таскать ему девственниц, не видя ничего ненормального в своих действиях. Те кто видят ненормальность этого, не таскают - но спасти чужих девочек, как правило, не могут. Так же, как мы не можем спасти сейчас закрытые театры или не могли спасти весной разоряющиеся кафе. Их скармливают дракону.

В этом любая медленная катастрофа на социальном уровне похожа на стекающий по реке в океан яд. Единственные, кто гарантированно от последнего пострадает - это морские звёзды, моллюски и осьминоги. Серфингисты и ныряльщики могут выбраться из воды, заметив неладное, обратиться в больницу, поднять шум в соцсетях. Пострадают те, кто занимается поставками рыбы (потому что испуганное население перестанет сейчас покупать самую разную рыбу, оно ж не видит, где рыбку выловили, и перестраховывается). Пострадают живущие рядом с этой рекой, занимающиеся промыслами и так далее. Другими словами, пострадают абсолютно все, на кого технически реально будет спихнуть материальные-физические последствия халатности (скорее всего, именно её) тех, кто не сеет, не пашет, не ныряет, а только удалённо перераспределяет деньги и обвинения.

Те, сбросил яд в реку, скорее всего привычно пошли на "ничтожный" риск для осьминогов и серфингистов, чтобы не потерять единственную (в их глазах) доступную достойную зарплату и хоть какой-то шанс на карьерный рост. Нет, признаваться в сделанном им нет никакого смысла, ложь всегда более выгодна в системах, основанных на получении ресурса "сверху" и сбрасывании ответственности на неувернувшихся. Каждая такая катастрофа случайна и плохо предсказуема (я не ждала конкретно Камчатки, как не ждала конкретно ковида - для предсказания таких деталей нужен совсем другой уровень информированности), при этом и её масштабный характер, и неизбежность длительных попыток скрыть или переназначить смысл случившегося, когда беда нарастает и нарастает - вполне предсказуемы на системном уровне.

Обеспечившие сброс отравляющих веществ в реку - это, скорее всего, люди которые уже много лет работают в рамках системы, где предоставление хорошего отчёта значительно важнее любых иных действий на рабочем месте. На коммерческий танкер, в этой истории, простите, не указывает вообще ничто. А вот в бюджетной структуре хороший отчёт должен быть предоставлен, даже если на реальные действия по обеспечению безопасности (захоронения отходов, присмотра за складами с топливом, сбросов завода, нужное подставить) не было финансирования или выданные приказы оказываются несовместимы с реальным обеспечением безопасности. Видели же мы не так давно, как главврач Покровской больницы, фактически халатностью перезаразившая свой персонал, награду правительственную получала? Аналогичный ход вполне возможен в камчатской истории, почему бы и нет.
...Медленные катастрофы - это всегда отрава, текущая по обществу, выявляющие системные проблемы - но никогда их не решающая. Божество, организующее их, не занимается устроением рая для праведников и восстановлением справедливости. Оно - покровитель шарлатанов, мошенников, мародёров и написателей отчётов о том, что у прекрасной маркизы всё хорошо.

P.S. Если на текст набегут быдлотролли и хамьё, не спешите вступать с ними в дискуссию, плиз. Я как зайду в журнал в следующий раз, их забаню, так быстрее и осмысленнее. This entry was originally posted at https://yutaku.dreamwidth.org/472402.html. Please comment there using OpenID.

философическое, край непуганных идиотов

Previous post Next post
Up