Фэнтези или не фэнтези

Jul 17, 2018 16:03

В связи с «Кругом Земным» и последним выпущенным моим приключением (о котором я писала в предыдущем посте) хочу поговорить о фэнтези.

На одной из недавних игротек, в университете им. Герцена, была забавная ситуация. Ведущий объясняет как раз про «Круг Земной», скандинавы-мир саг-мифы северных стран-игровая механика, упоминает слово «фэнтези». И впервые слушающий про всё это человек, до той поры знакомый с НРИ мало, а «игру» ассоциирующий в первую очередь с компьютерной, недоумённо говорит:

- Но это же не фэнтези!
И на обложку книги показывает. Обложка выглядит вот так, как справа:


- Почему не фэнтези? - удивляется ведущий. Бои с мечами и щитами, колдовство, тролли под каждой горой, живые мертвецы на берег из моря выходят…
- Ну видно же!


Я начинаю хихикать. Я ни капли не сомневаюсь, что если бы на обложке была культуристка в бронелифчике, нарисованная не в упрощённой технике «под средневековье», а в характерном современно стиле фэнтези-иллюстраций, с «обрисовкой фотографии» и обмульятшиванием результата (вот здесь https://shakko-kitsune.livejournal.com/1158440.html?page=4 есть про этот стиль целая статья), проблем с распознаванием бы не было. Я подозреваю так же, что бедный новичок был бы озадачен ещё больше, если бы ему показали обложку любого из приключений, вроде того, что я выкладывала в последнем посте. Потому что там очень классический коричневый оттенок, с этническим и довольно близким к историческим рисункам узором на обложке, без очевидно- «развлекательных» поп-элементов: так обычно издают всякие академические издания. Т.е. если я не знаю, что под такой обложкой игра - я скорее заподозрю издание саги, с подстрочником и комментариями специалистов, которых по объёму в пять раз больше, чем той саги. И с разборами каждого тропа каждой висы. То, что я очень хорошо отношусь к таким изданиям - это, в общем, уже вопрос моего личного опыта и библиофильских привычек.

Гораздо заковыристее вопрос - а относится ли к жанру фэнтези то, что под обложкой?
Дело в том, что когда мы говорим о фэнтези как жанре, мы имеем в виду не только антураж (мечи-магия-драконы- красивая природа), но и сюжетные тропы.

А сюжетные тропы для фэнтези - это, например:
(для героической, типа Конана): крутой герой мочит чудовищ и колдунов, хапает и продалбывает их сокровища, спит со всеми блондинками. И с рыжими тоже спит.
(для классической или эпической, типа Толкина): мрачное великое Зло угрожает миру, но храбрые герои вместе находят способ предотвратить катастрофу. Кто-нибудь обязательно собой пожертвует, часть выживших переженится.

Есть и другие поджанры, просто многие здесь вообще никак не подойдут (городское или тёмное фэнтези, например), а многие вторичны и пародийны по отношению к базе (юмористическое фэнтези - всегда накладка на один из уже существующих жанров).

Но.

Дело в том, что «Круг Земной» делал реконструктор сделан гораздо ближе к существовавшему историческому-саговому пласту, чем это нормально для вышеописанных поджанров. Мирового Зла нет (и не будет как универсальной макивары «так вот кого всем дружно можно бить» - без прихода христианства, на языческой базе такое само не возникает), а чудовища на спаун-пойнтах появляются слишком редко, чтобы прокормить толпу привыкших к MMORG-забою Конанов. И даже с сокровищами и артефактами вала «трэжи» не сделать: мир викингов был весьма беден в материальном плане, хотя ажиотаж вокруг любого внезапного волшебного кольца при этом возникает гораздо легче.

Что же там есть вместо этого?
(В один пост, как обычно, не влезло, следующим расскажу).

This entry was originally posted at https://yutaku.dreamwidth.org/411122.html. Please comment there using OpenID.

обзоринг, игрокрафтинг, ролевые игры

Previous post Next post
Up