Зима в доме Найра

Jun 06, 2014 15:01

Продолжение

Холода пришли на ту сторону ночи; сбросили свою листву яблони у стен дворца, отправились спать в свои берлоги люди-медведи. Рождённые морем соткали белые покрывала, укрыли ими землю вокруг дворца. Надолго улетела огненная птица, грелся Найр вместе с остальными у очага.

Однажды та из рождённых морем, чьи раны не заживали дольше других, нашла в дальней части дворца спрятанный барабан: барабан из кожи, не принадлежавшей ни одному зверю. Сказала:
- Здесь у этой вещи нет ни места, ни дела. В этот год война прошла везде, кроме этого дома.
Положила на то место голубую жемчужину. Барабан унесла, спрятала, стала искать для него настоящее место. Меж тем заметила Эвлах жемчужину, показала Найру:
- Вот что я нашла на месте последней вещи, оставшейся от прежнего дворца. Гул барабана из человеческой кожи разбудит того, кто спит, положив голову под чёрное крыло. Что ты с этим будешь делать?
- Он не проснётся, пока не захочет чего-то больше, чем спать, - ответил Найр. - Отнеси эту жемчужину под крышу, положи перед тем местом, где спит грач.

Так Эвлах сделала. Вечер настал; вышла к воротам дочь моря, что нашла барабан, увидела кружащиеся над черепами первые ночные зимние вихри. Тогда стукнула в барабан; гулом отозвались вихри из темноты и черепа на воротах. Услышали голос барабана владыки демонов вдали, сказали:
- Этот звук вновь созывает нас на пир к Хромому Хозяину; эта зима возвращает нам прежние времена.
Превратились в чёрных птиц, поспешили к дворцу. Сели на ограду, косят птичьими глазами на золото, ближе не подлетели. Стали звать:
- Просыпайся, чёрный хозяин дворца! Голос барабана вновь обещает нам пир, весь прошлый год собирали мы пищу для пира!

Вышли на этот голос Найр и Эвлах; вышли все те, кто плетут нити и ткут покрывала. Проснулся грач под крышей, вынул голову из-под крыла, увидел перед собой жемчужину. Барабаны и голоса слышать перестал, только жемчужину рассматривал, ходил вокруг. В клюв взял, проглотил. Птичьи перья сбросил, на ноги встал, вниз по лестницам спустился. Не узнаёт дворца - всё вокруг из золота и серебра, жемчужными нитями украшено. Идёт, смотрит, даже голосов от ворот не слышит. Наконец, вышел за двери, видит - чёрные птицы на ограде сидят, его окликают:

- Не сгорело в огне последнее из твоих сокровищ, не остался ты спать навечно! Теперь ты можешь вернуть свой дворец!
- Этот дворец когда-то стал перевалом и ловушкой на моём пути, - ответил тот, кто был хромым хозяином чёрного дворца. - Мне незачем снова называть его своим.
- Черепа на воротах - лучшая охрана сокровищ, - отозвались прилетевшие.- Как ещё ты удержишь огненную птицу, когда вновь встретишь её?
Повернулся тогда человек в золотых браслетах к Найру; увидел, что не сидит у того на плече огненная птица. Повторил Найр:
- Ты можешь нападать на меня сколько угодно и когда угодно.
- Огонь живёт в тебе так же легко, как во мне - жемчуг, - сказал человек в золотых браслетах. Встал между Найром и прилетевшими в ночи, сказал последним:
- Вы не принесли ничего, что я хочу. Ступайте прочь, заберите с собой барабан, раз его звуки вам по душе; устраивайте пиршества у себя дома, раз чёрные вина вам по вкусу.
Заметались прилетевшие птицы, закаркали; но стоявшие во дворе больше ничего не говорили.

Тогда подхватили птицы последнюю вещь из чёрного дворца, унесли прочь. Обернулся человек в золотых браслетах к остальным, сказал:
- Жемчужина, что я встретил, когда просыпался, помнит имя Унхар. Кто знает, отчего она здесь, отчего вспоминает она не о морском дне, а об озере среди скал, по которому бежит огненная змея?
Вышла вперёд та из синеволосых, что нашла и ударила в барабан, ответила:
- Она с озера Унхара, у заброшенного дома среди скал, где я пряталась от охотившихся за мной. Я могу показать туда дорогу, когда кончатся холода и воды вновь потекут своей дорогой.
Тогда человек в золотых браслетах объявил, что имя Унхар будет теперь его именем; и ещё попросил синеволосую:
- Не только жемчужине, но и мне есть зачем возвращаться к этому озеру; Унхаром звали меня ещё до тех пор, как хын позвал меня на помощь, как я убил предыдущую властительницу этого дворца. Покажи мне дорогу, которую я забыл.

Согласилась та. Так Унхар остался у Найра в гостях до весны; к середине зимы вернулась огненная птица, и дом Найра больше не знал холода. Когда же растаяли белые покрывала вокруг дворца, вместе с новой спутницей отправился Унхар к дальним скалам и озеру, носившему его имя.

This entry was originally posted at http://yutaku.dreamwidth.org/328769.html. Please comment there using OpenID.

огненная птица найра

Previous post Next post
Up