Мэри-Сью

Dec 23, 2018 21:47

Пока клеймили эскапизм, успели выйти говардовские истории о Конане, комиксы о нескольких супергероях, а один английский профессор написал книгу, которая по тиражам стала выходить на второе место после Библии. Этот же профессор в одном своём эссе походя сказал, что эскапизм - одна из основных функций волшебной сказки, и он всецело одобряет ( Read more... )

личная значимость

Leave a comment

Comments 103

northern_wind December 23 2018, 20:10:12 UTC
Для меня это всегда было про проработанность мира - есть ли в мире проблемы, которые не могут быть решены одним человеком. Социальные, экономические, какие угодно. Уделяет ли им автор внимание, есть ли некоторая жесткость структуры.

И примерно о том же - являются ли подвиги и сверхуспехи героя необычными действиями в обычных (пусть даже и фантастических) обстоятельствах. Или это обычные действия в необычных обстоятельствах (действует как обыкновенный японский школьник, но на самом деле он Дитя Древних Богов, поэтому результат не как у школьника).
То есть, важно то что герой делает, или то чем он является.

Reply

dreamer_m December 23 2018, 20:11:47 UTC
Ага, спасибо, оба критерия очень-очень в тему.

Reply

northern_wind December 23 2018, 20:35:57 UTC
Снова вспомнилась четырнадцатая final fantasy ("я всегда о ней думаю").

Там есть необязательная комедийная сюжетная линия про детектива-Мэри-Сью, абсолютно обделенного какими бы то ни было интеллектуальными способностями и к дедукции неспособного в принципе. Зато у него богатый папа, выживаемость тихоходки и талант притягивать проблемы. Ну и фанаты, куда без фанатов.
Игрок в этой истории выполняет функцию среды, которая Мэри-Сью подыгрывает (ну или в ужасе бросает квест).

Среди фанатов есть толпа зомби, которые очаровались оным мэри-сью и его величием и вместо того чтобы есть людей стали модно одеваться, стоять в красивых позах и провозглашать "A gentleman IS rather than does", фраза проходит красной нитью через весь сюжет.

Придумала героя та же автор, которая писала самые душераздирающе трагичные, неожиданные и не-мэрисьюшные элементы основного сюжета. Часто как раз детективные.
Видно что у человека _болело_.

Reply

dreamer_m December 24 2018, 05:35:42 UTC
О, спасибо, пример роскошный.

Reply


deadkittten December 23 2018, 20:14:28 UTC
> «А мой викинг сейчас сделает динамит, потому что он гениальный».
Вспомнилось: в одной ММОРПГ (в которой можно играть за дракона) у драконов есть крафт-скил "Драконья гениальность", который позволяет выполнять нехарактерные для драконов действия...

> Если д’Артаньяну в начале книги вламывают - он уже не Мэри-Сью.
А как же вариации на тему "чтоб герой больней обстрадался"? И он весь такой непризнанный-непонятый потом всем мстит.

Reply

dreamer_m December 23 2018, 20:17:15 UTC
1: Да

2: А пример можно?

Reply

deadkittten December 23 2018, 20:20:14 UTC
> А пример можно?
Например, Гарри Поттер в первых томах (и особенно фанфики по нему).

Reply

dreamer_m December 23 2018, 20:27:44 UTC
Точно оно. Он начинает со статусом ниже плинтуса, а дальше - по нарастающей.

Reply


northern_wind December 23 2018, 21:00:33 UTC
Может ли герой быть Мэри-Сью фрагментарно?

Например, читала ли ты "Танцующую с Ауте" Парфеновой?
(вдруг)
У меня никак не получается разложить эту книжку по второму критерию, и вообще понять Мэри-Сью там или нет.

Ощущается именно как Мэри-Сью и женский роман. Героиня Очень Особенная, дочь дракона, эльфийский эльф с уникальным обучением, трагической судьбой, позицией "ах, какая я обаятельная стерва" и в целом подростковым поведением. И все у нее получается, а очарованные мужчины штабелями складываются к ногам.
При этом внутренний конфликт у нее правда нетривиальный, ряд поведенческих паттернов ну совсем на подростка не похож, а из loredump пассажей можно собрать любопытную медитативную практику и вполне рабочую философию, если постараться. Этакие упражнения автора-психолога "как может выглядеть нечеловеческая психика".

Макс Фрай куда-то туда-же.
Персонаж вроде бы типичное Мэри-Сью, но в целом это тоже скорее байки про медитативные практики и нетипичные способы думать.

Reply

dreamer_m December 24 2018, 05:40:14 UTC
Я думаю, это шкала, то есть можно говорить о том, скольки критериям соответствует и какой там процент Мэри-Сью.

Примерно как психиатры определяют, насколько проблема похожа на акцентуацию, насколько - на пограничное состояние, насколько - на психоз. "По сумме признаков".

Я не думаю, что мы можем провести бинарную границу в художественной литературе - т.е. заведомо не имея возможности провести герою тесты, а так же любым образом гарантировать, что автор разные моменты жизни героя писал в одном и том же состоянии сознания.

Макс Фрай - да, Мэри-Сью.

Reply

northern_wind December 24 2018, 19:36:35 UTC
О. Да, так очень красиво получается. :)

Я так понимаю, Мэри-Сью получается везде, где автор пытается решать не-нарративную задачу. Описывать мир, который ему нравится описывать, например. Или излагать идею. Или сцеживать йад эмоцию.

И тогда еще один критерий - герой не меняется в процессе. Нет такого, что к концу сюжета он делает то, что в начале не мог/очевидно не смог бы.
(но тогда Гарри Поттер чуть менее Мэри-Сью)

Reply

dreamer_m December 24 2018, 21:20:48 UTC
Если описывать мир - Мэри Сью точно не получится. При этом может почти не получиться героев (это ещё более заметно у ведущих-симуляционистов в НРИ, дойду когда-нибудь).

А вод от изложения идей и сцеживания эмоций - легко.

Герой не меняется - да, критерий.

Reply


amarinn December 24 2018, 02:24:40 UTC
Самый интересный момент тут в том, что "сказка хороша не тем, что рассказывает о драконе, а тем, что рассказывает, что его можно победить". Классическая структура мономифа/волшебной сказки так хорошо работает, потому что соответствует этапам, которые проходит человек, сталкиваясь с проблемой. (Упс! - А, может, это не проблема?... - Ой, нет, проблема! - Но у меня есть план А! - Точно-точно есть!.. - Только он не работает... - Аааа, все пропало! - Пропадай моя телега, берем план Б! - Уф ( ... )

Reply

dreamer_m December 24 2018, 05:43:05 UTC
Да, спасибо за ответ. Тоже очень важно

Нам, правда, трудно может быть ткнуть пальцем, что именно в тексте работает на адаптацию, а что - нет.

Т.е. что именно такое в тексте есть или отсутствует, из-за чего читатель, который ещё не знает "как" ? Есть идея, как описать метод определения этого, воспроизводимый другим человеком?
(Задача хитрая, как по мне).

Reply

amarinn December 24 2018, 05:57:47 UTC
Для меня важный маркер - "герой не может потерпеть поражение/лишиться общего внимания и остаться для автора ценным" + "разделение на хороших и плохих про Андуину". В смысле - "любит глав.героя - хороший, не любит - плохой", а персонажи, равнодушные к глав.герою, отсутствуют в принципе ( ... )

Reply

dreamer_m December 24 2018, 06:01:19 UTC
Да, спасибо, показательно, и по большей части проверяемо по тексту, что нам важно.

Reply


masterspammer December 24 2018, 02:45:23 UTC
Хм... мерисью и эскапизм вместе - см. Линию Грёз Лукьяненко, где в конце оказалось, что весь этот мир сделан на заказа и причём
не под желания "главгада", а под бодрого и удачливого силовика, насколько помню. То есть он убежал в такой мир, где он - subj.

Reply

dreamer_m December 24 2018, 05:44:41 UTC
Да, Лукьяненко подхватил именно эту тему. Редкий-редкий случай, когда Мэри-Сью - не в фокусе событий, а просто показан со стороны и из-за этого трудно опознаваем.

Reply


Leave a comment

Up