Хотелось бы написать, что мне нравится видеть сны, но формулировка в таком виде была бы неправильной. В большинстве случаев, я даже не знаю, что
та статичная зарисовка, где я словно в картине неподвижен и бесправен;
маленькая лесная сказка, в которой на удивление ощущаются цвета и запахи цветов и земляники, порывы легкого ветерка;
какой-нибудь блокбастер, приснившийся по мотивам чего-то;
или даже сериал, раз за разом объединяющий моё сон-сознание и другие повторяющиеся элементы;
- все это не наяву. Осознать это я смогу позже, на границе.
Среди всего многообразия разновидностей приподушечной жизни встречаются у меня и кошмары. Если сегментировать дальше, то встречаются и многосерийные кошмары встречаются с примитивно типизированными сериями-снами: я - убегаю, антагонист - догоняет.
В момент почти постоянного, с нечастыми отталкиваниями, парения-подвисания над стандартно поворачивающейся лестнице многоквартирного дома или пробежки внутри темного узкого двора меж домами, я, наконец-то, нахожу угол, где, как надеюсь, имею шансы спрятаться от Него. Но приближающие шаги, скачкообразно поднимающие адреналин в крови моей сон-сущности, с каждой секундой эти шансы уменьшают. Простите, но я никогда не видел Его и охарактеризовать по-другому, кроме как по звуку шагов - не смогу. Но от этого ничуть не легче во сне, ибо не шаги, а переживания и ужас внутри сон-меня - играет первую скрипку.
Конкретно в кошмарах с погонями Морфей от щедрот ставит для меня эдакий рояль в кустах: четкое осознание иллюзорности происходящих событий.
Но даже понимание, что я всего лишь сплю, не делает меня неуязвимым и бесстрашным. Не припомню и раза, чтобы я обернулся и посмотрел в лицо опасности. Все, чего мне хочется - так это вынырнуть из проруби ночной иллюзии, в которой, как я понимаю, нахожусь. Но зажмуриться и отдать самому себе ментальный приказ не могу - видимо это не по правилам.
Итак, добежав до первого этажа, я вижу подарок. Хотя какой к черту рояль в подъезде? Скорее это пианино. Я мог бы подумать, что его оставили грузчики на время перекура или бросили насовсем, увидев отбитые по их вине на ножках колесики. Но пианино не производит впечатления только что вынесенного из квартиры. Пыль, разводами въевшаяся грязь - такая же его составляющая, как деревянный остов под ними, педали с облупившейся блестящей краской и откидывающаяся крышка, которую я поднимаю, сгоняя в разные стороны пыль и разрывая связь этого элемента с корпусом, представленную ранее волокнами паутины.
Вижу старые и выщербленные клавиши, но это в них не главное. Отсутствует четкость чередования цветов, да и сами клавиши абсолютно разного размера, будто собраны из разных роялей, пианино, фортепиано, электронных профессиональных и даже детских синтезаторов. Умей я играть хоть на чем-то одном из перечисленного - это немного облегчило бы задачу, но я не умею. И, тем не менее, приближающие шаги и желание поскорей выдернуть себя из этого сна, приводят к переработке адреналина в ацетилхолин. Единственная возможность очнуться от кошмара, это убедить себя еще сильнее, укусить за локоть, вытащить себя за волосы, иными словами: сыграть увертюру на этом музыкальном инструменте.
Начинаю лихорадочно водить руками, нажимать, стучать по разнородным клавишам, сопровождая это надавливанием на скрипучие педали. Пианино в ответ исторгает из себя хаотичные, отнюдь не мелодичные звуки.
Но я не сдаюсь, и в какой-то момент понимаю, что рояль все же помог - я проснулся. Глаза открыты, смотрят на Икеевскую лампу, царствующую на блеклом потолке. Потолке квартиры, которую я перестал снимать лет 10 назад. Поворачиваю голову: элементы двуспальной кровати, на которой я лежу, бежевый шкаф, серые занавески прикрывают монотонное ночное небо. Да, я в той самой квартире. И судя по тому, что двигать я могу только головой, но не руками и ногами, плотно спеленованными одеялом - я пленник.
Как выясниться позже, я оказался в другом сне и тут уже никак не добраться до рояля/пианино или еще каких-нибудь подачек издевающегося надо мной Морфея.
Прошу, не указывайте мне, что идея де не новая, не напоминайте про фильм Нолана «Начало». Поверьте, мои вложенные сны - не плагиат и не выдумка, а максимум - совпадение. Я честен, а честность - это самая главная черта человека (меня) в момент переживания сновидения. Не буду описывать, что было дальше в этом сне, т.к. сам почти ничего не помню, а что помню - постараюсь забыть. В какой-то момент Морфей, видимо наигравшись со мной, отпускает.
Бывал и другой многосерийный кошмар, который преследовал меня, селившегося в гостиницы по командировочным нуждам. Во сне я в крайне поздний час заходил в оформленный номер, пил чай и смотрел телевизор, но внезапно начинал ощущать острые рези в животе, видимо из-за воспалившегося аппендикса, или нытье зубной боли. Звонил на ресепшен и будил только-что уснувшего администратора. Минут через 5 он стоял у моей кровати со взглядом, в котором боролись сомнение и внезапно возникшая возможность, смотрел на свой медицинский набор с ржавыми инструментами, будто думая и выбирая, как поступить, а я сипло просил просто вызвать скорую помощь по телефону.
Конечно, не все сны были такими, как описаны выше. Но все они почти всегда заканчивались одинаково. Мое сознание зависало в слое мембраны, отделяющей сон от бодрствования. С одной стороны - мешанина из реального прошлого и вымышленного (есть ли срок давности у вымышленного?), с другой - реальность с затёкшей под грузом головы рукой, подергивающимися под веками глазами и тЯнущим по ногам холодом. Как раз этот момент - самый приятный. Я уже четко понимаю, что почти проснулся, с другой стороны - все еще достаточно детально помню сон, который, судя по шарканью тапочек удаляющего Морфея (о чем-то эта походка мне напоминает) на исходе.
Я люблю сны, люблю настолько, что немного почитываю про их фазы, методики достижения осознанных сновидений, принципы волчьего сна, но читаю все это лишь в рамках ознакомления, а не для реальных экспериментов. Как можно оптимизировать процесс, когда не понимаешь не только подробности, но и принципы его работы, и все что у тебя есть - это записки очевидцев, опирающихся на какие-то теории?
Возвращаюсь к промелькнувшей выше мысли: сон - это наичестнейшее состояние человека, по крайней мере, меня.
Днем я могу говорить все что угодно, играть мускулами, быть грубым, хохмить, но во сне я ни разу не такой. Проснувшись, вспомнив и проанализировав, сначала не верю, отрицаю свои позицию, мысли, аргументы и действия о сне. Эта политика идет вразрез с моими поступками и диалогами по другую сторону мембраны. Полюсы позиций, черт характера, произносимых слов не вяжутся, противоречат друг другу. Понимаю это, чувствую, как подкатывает ком к горлу от обиды на себя там за малодушие, от злости на себя тут за излишнюю необоснованную ярость и вредность. Вскакиваю и бегу совершать обычный ритуал «проснулся - доехал до работы». Но и там, зарывшись под кипу служебных записок, текущих проблем, затянувшейся переписки, забыть про свое слово или чувство во сне - не получается, от себя не убежишь. К сожалению, понимаю, что во сне я поступаю как надо и как должен, а в реальной жизни - исходя из своей обидчивости, злости в условиях гнетущей ситуации. Во сне - хочу вернуть или построить, вне сна - разрушить.
В реальном мире я способен натянуть любую маску, будь то агрессия, псевдо-эмпатия или что-то другое. Но сон не принимает эти маски. Фильтрует при переходе, оставляет с внешней стороны мембраны, как только прозвучит щелчок выключателя света или чуть-чуть попозже.
Я помню свои действия и желания в сюрреалистично смоделированной беспощадным Морфеем аналогичной ситуации. Так что все те бахвальство, ложь, действия - это просто щелчок включаемого света. А настоящий честный я, когда свет выключен.
Не замечали ли вы за собой в корне различных реакций на что-то одинаковое, но случающееся с вами во сне и наяву?