Вышла в свет первая на русском языке «взрослая» книга французского философа Оскара Бренифье. Бренифье в нашей стране знают две категории граждан. Это, во-первых, философы, поскольку он в этой среде известен и вполне авторитетен: доктор философии, директор парижского Института практической философии, консультант ЮНЕСКО; во-вторых - дети, поскольку он написал для них целый ряд вполне детских, но очень важных и серьезных книг. Парадокс? Да нет, нисколько. Дело в том, что Бренифье в современной философии занимает позицию философа-консультанта, человека, активно разговаривающего с людьми, задающего вопросы, а значит, отчасти имеющего представление об ответах на них.
Поскольку больше всего вопросов задают дети, Оскар Бренифье взялся на них отвечать, причем на самые главные. Что такое жизнь? Что такое свобода? Что такое красота и искусство? И даже - что такое добро и зло? Он отвечает на них вдумчиво, досконально и очень ответственно - собственно, и не отвечает даже, а подталкивает маленького читателя к тому, чтобы тот сам находил ответы.
«Я не понимаю, почему философы проводят свою жизнь в библиотеке, без диалога», - говорил Бренифье в своей лекции, прочитанной в прошлом году в Стамбуле. Ему самому такая позиция, очевидно, не нравится, он и философию воспринимает не столько как науку, сколько как «инструмент, заставляющий наш разум работать, познавать себя и окружающий мир». Именно так написано в предисловии к первой «взрослой» книге Оскара Бренифье, переведенной на русский, - «Философия с Ходжой Насреддином».
Это не труд и не трактат - это учебник с параграфами, задачами и вопросами в конце. Каждая глава включает в себя одну из парадоксальных историй о средневековом арабском (а также, возможно, турецком, магрибском и так далее) бродячем мудреце Ходже Насреддине, известном у нас по замечательной книге Леонида Соловьева; она взята как повод для анализа и размышлений на самые разнообразные темы.
К примеру, история о том, как Ходжа, придя на обед в обычной одежде, остался незамеченным, а переодевшись в роскошный халат, оказался в центре внимания - и демонстративно стал макать в суп рукава с криками «Ешь, халатик, ешь!» - используется Бренифье для того, чтобы читатель и ученик задался серьезнейшими вопросами: «Почему манера одеваться важна?», «В чем разница между видимостью и реальностью?», «Стоит ли доверять внешнему виду?». И не только задался - нашел на них ответы и соотнес их с собственной жизнью.
Бренифье называет Насреддина «антифилософом», своими «маленькими враками» выводящим на чистую воду «большое вранье», бесстрашно говорящим то, что есть на самом деле, но не забывающим приправить правду лукавством, только лишь оттеняющим суть этой правды. Комичность сюжетов, по мнению автора этой непростой книги, - способ передачи доступной, но глубокой мудрости. И эта мудрость, как считает Бренифье, может и должна быть не просто понятна, но и практически применена каждым из нас в обыденной жизни. Так что «Философию с Ходжой Насреддином» можно фактически назвать «учебником повседневного».
Бренифье не заигрывает с читателем и не принижает его - но, как и подобает настоящему учителю, незаметно, исподволь дает читателю-ученику возможность найти свою точку зрения, свой метод применения житейской мудрости, то ли высказанной, то ли случайно найденной много лет назад восточным мудрецом. Именно поэтому появление этой его книги так важно как для тех, кто уже умеет думать, так и для тех, кто делает в этом направлении свои первые шаги.
Оскар Бренифье, Изабель Миллон.
«Философия с Ходжой Насреддином». Перевод с английского Надежды Дегтяренко. М., Клевер-Медиа-Групп,
Артем Липатов
http://izvestia.ru/news/550053