Что-то все вокруг о политике много говорят в последнее время, и еще больше о экономике. Вот и я стал читать тутбай. Пока в Беларуси жил, как-то не читал, а тут вот начал.
В общем, вышла недавно статья о
несправедливости распределения выпускников. Точнее, там всего намешано: и выталкивание квалифицированных специалистов за границу, и бюрократический дебилизм, и, само собой, вопрос бабла.
В кои-то веки я даже решил написать на форуме тутбая что я думаю по этому поводу, но после чтения других комментариев решил большой, расставляющий точки над i, пост написать сюда.
Итак, понеслась.
Думаю, мало кто не согласится, что институт распределения, очень, мягко выражаясь, неидеален. Во первых, какова его задача? Естественно, декларативная "гарантия первого рабочего места молодому специалисту" сразу не катит, т.к. гарантии - это по смыслу не обязательства, а распределение - обязательное. Те, кто распределился туда, куда хотел, нашли бы это же место и без гарантий государства.
Плата государству за потраченные на обучение студента деньги? Смешно - возьмите среднюю зарплату молодого специалиста (а это далеко не 500 у.е. даже по старому курсу), посчитайте сколько он может отчислить налогов в казну за 2 года и сравните с цифрой порядка 8-10 тысяч долларов, которые насчитывают за 5 лет обучения. Конечно, многие, отрабатывая распределение, теряют такую сумму потенциально заработанных денег, но государство, естественно, этих незаработанных денег не получает тоже. Т.о. в чисто финансовом плане государство просто гадит молодому специалисту, получая максимум - моральное удовлетворение.
Я вижу четыре возможные задачи распределения: первая - обеспечить социальное обслуживание жителей глубинки самого социального в мире государства, вторая - замедлить отток специалистов за границу, третья - задержать МС на работе по специальности (зачастую тесно связана с первой). Четвертая - обеспечить зачастую убыточные госпредприятия более-менее квалифицированной рабочей силой.
Все эти задачи с помощью распределения решаются весьма своеобразно. Соц обслуживание жителей глубинки таким образом остается на стабильном низком уровне (правда, отличном от нуля), т.к. отработав 2 года, МС стремится оттуда сбежать куда угодно, а на его место приедет новый.
МС, имевшие желание уехать за границу, столкнувшись с ригидностью абсолютно всех систем государства за 2 года вряд ли оставят свои мысли. Даже семья, как правило, не является большой помехой в эмиграции, особенно, если детей еще нет.
Кстати, мне кажется, что явно завышенные "откупные" тоже служат цели задержать МС в Беларуси. У меня в свое время возникло праведное негодование "почему я должен платить в два раза больше моих одногруппников, которые учились хуже, но на платном, за те же конечные условия, то бишь свободное трудоустройство?" Будь эта сумма той же что и для беларусов-платников, не задумываясь взял бы в долг, заплатил бы и уехал зарабатывать деньги (по беларуским реалиям аспирантура в Германии - вполне себе неплохие деньги). Возможно, здесь я слишком злоупотребляю индукцией.
Третья задача выполняется только для социально значимых специальностей (учителя и врачи), где самая строгая принудиловка и самый строгий государственный контроль. Выпускники "социально не значимых специальностей" прекрасно отрабатывают распределение не по специальности и никого это не волнует.
Пожалуй, лучше всего выполняется четвертая задача. Хотя зачастую после "работы" на госпредприятии квалификация МС остается на изначальном уровне, если не хуже. Но тут часто главную роль играют личные качества МС, и обобщения, пожалуй, неуместны.
За время существования института распределения Беларуское государство, в принципе, могло предпринять шаги в том направлении, чтобы в глазах выпускника слово на букву "Р" не носило оттенок слова "приговор". Но большая часть внимания была уделена лишь изменениям в законодательстве, которые носили все более ужесточающий характер, отсекая все возможные лазейки избежать распределения. В принципе, вполне привычная уютненькая логика беларуских законодателей: 1) видишь прецедент обхода закона, 2) вносишь изменения в закон, пресекающий эту лазейку 3) ... 4) ПРОФИТ! В материальном плане, первое время строились какие-то агрогородки, призванные воодушевить молодых специалистов на трудовые подвиги на родной земле, но потом, видимо, скорость распила бабла превысила скорость строительства, и последнее сначала значительно сдало в качестве, а потом и вообще прекратилось. Ах да, существуют определенные льготы для молодых специалистов на покупку жилья и еще, наверное, что-то в этом роде, что слегка сглаживает последствия необходимости отрабатывать "долг перед Родиной".
Удивляет позиция некоторых жителей Беларуси вроде "я вот отрабатываю (отработал) и не жалуюсь" в оправдание существования и даже как довод справедливости распределения [очевидную логическую ущербность здесь опущу]. Это вообще какой-то политический инфантилизм - принимать законы как некий Абсолют. Их же пишут люди и они не идеальны. Другое дело, что обратная связь с законодательными органами в Беларуси отсутствует напрочь и народ не особо спешит эту ситуацию менять.
Вот примерно такие мысли у меня на эту тему.