вычеркнутые

Oct 31, 2017 23:25


30 октября отмечается день памяти жертв политических репрессий. Ежегодно антисоветски настроенные (это не ругательство, а статистическая закономерность) граждане проводят разные акции, скорбят по жертвам репрессий 37-38 года, как минимум, а, как максимум - у кого на что хватает антисоветского размаха. Устраивают разного рода акции, среди которых - зачитывать по городам и весям имена безвинно репрессированных.

Говорят, что делают благое дело: это нужно для того, чтобы не повторилось беззаконие, которому нет никакого оправдания. Я не буду перечислять даже минимальный список фальсификаций и вольных трактовок тех трагических событий. Но именно на трактовках хотелось бы заострить внимание, поскольку трактовки субъективны, а субъекты с принципиально разными взглядами на происходящее никогда не смогут договориться. За одним исключением: если будет осознана их субъектность и то, на чём она зиждется.

А всё-таки, зададимся вопросом: в чём была цель, для достижения которой высшему руководству страны пришлось пойти на столь радикальные меры, как введение особого порядка судопроизводства? Со всеми оговорками, что это временно, что ограничить число тех, кто под этот порядок попадает, что будут невинные жертвы. Каковы были вводные чрезвычайной важности?



Надвигающаяся война на уничтожение советского государства. То, что внешняя агрессия должна получить отпор, есть обязанность государства, каким бы оно ни было. В 1933 году, за 4 года до событий, в Германии пала Веймарская республика, а к власти пришли силы, настроенные по отношению к коммунистам крайне недружелюбно. В 1936 году, предшествовавшем 1937 году, коммунисты и фашисты уже вели полноценную горячую, с применением авиации, гражданскую войну в Испании. Какие иностранные державы оказывали поддержку сторонам конфликта - не секрет.

Целью введения особого порядка судопроизводства была подготовка страны к войне на выживание. За этой расплывчатой формулировкой скрываются, как минимум и решение ряда кадровых вопросов, и пресечение экономических преступлений в особо крупном размере.

Я сразу предостерегаю от инсинуаций на тему «цель оправдывает средства». Факт в том, что цель была, и для её достижения применялись ограниченные по масштабам и времени средства.

Принимая во внимание, насколько неустойчивой была ситуация в годы Великой Отечественной войны, особенно в первые годы, я не склонен абсолютизировать альтернативные варианты развития событий, оценивать гипотетические потери в территории, танках, людях и ещё бог знает чём. Предлагаю принять как факт и данность: война завершилась победой Советского Союза над фашистской Германией в Берлине, разгромом милитаристской Японии и установлением ялтинского послевоенного мироустройства.

И теперь о субъектах. Советское руководство сталинской эпохи не было абсолютно сплочённым: можно было выделить те или иные элитные группы, вполне себе субъектные. Ряд этих субъектов был разгромлен как организация через репрессии, применяемые к руководителям.

Субъекты другого рода ведут свою историю с Гражданской войны в России. Гражданская война окончилась разгромом организованного вооружённого сопротивления и установлением советской власти на всей территории страны, которую удалось собрать. И, точно так же, остались живые люди, со своими убеждениями и представлениями о прекрасном и должном, и, мягко говоря, не принимавшие, всё советское.

Когда марксизм-ленинизм ещё не был в тренде В дореволюционные годы одни представители этой антисоветской публики вполне профессионально подавляли инакомыслящих, а другие их на это благословляли. Подавляли в первую очередь по принципу политических убеждений, то есть осуществляли те самые репрессии, жертвы которых поминаются, или, по крайней мере должны поминаться 30 октября. Но не поминаются!

Почему? Потому что субъектность и целеполагание.

Именно через отношение к достигаемым целям должно определять отношение к тем жертвам, которые были положены на алтарь. Если цель достигнута и желанна, значит, жертвы были не напрасны. Можно задать вопрос о том, можно ли было каких-то жертв избежать, но далеко не в каждой ситуации ответ очевиден. Не очевиден он и в случае войн, в которых решалась судьба советского государства.

А что же жертвы Кровавого воскресенья? Жертвы Гражданской войны? Всех тех событий, которые в итоге и предопределили ход истории. От многих из них не осталось даже имён, но это же не повод их не упоминать. В конце концов, их необязательно называть только раз в году в определённый день. А даже мимо имён люди порой проходят каждый день. Что ж, забыли героев - получайте других.



11 и 18 декабря. С разницей в неделю.



надпись почти не видно

героизм, пропаганда, репрессии, революция, герой, гражданская война, гражданская

Previous post Next post
Up