Постепенно я пишу и выкладываю заметки о фильме "Территория". Сегодня я поделюсь размышлениями на тему музыкального сопровождения. "Перечеркнуть". Именно это слово наиболее полно характеризует построение музыкального сопровождения фильма "Территория". Напомню, что финальные титры сопровождаются песней "Колыбельная с четырьмя дождями", которая содержит следующие строки:
Дождь прохожих осыпает,
В окна моросит.
Мой мальчишка засыпает,
Но еще не спит.
...
...
- Мама, а бывают черные дожди?
И пою я тихо сыну
Днем и под луной:
Дождь бывает желтый, синий,
Серый, голубой…
Спи, мой сын, приходят к людям
Разные дожди.
Только черный дождь не будет
На твоем пути.
Верю, черный дождь не будет
На твоем пути.
Я понимаю, что очень, очень хочется верить в то, что человечество заплатило достаточную цену, чтобы люди никогда больше не знали чёрных дождей. И в первую очередь - собственные дети. Но дети уже спрашивают о них, а, значит, уже что-то знают. И это знание, если не рассказать, останется чем-то наподобие страха перед Кощеем Бессмертным, который с годами уйдёт. Между тем, контекст фильма, который в значительной степени оформляется музыкой, сильно отличается от музыки, сопровождающей титры. Возьмём фрагменты из песен, обрамляющих сюжет фильма:
Баклаков отправился в одиночный маршрут. Исполняется песня Визбора "Спокойно, дружище, спокойно", которая оканчивается строками:
Еще в предстоящие войны
Тебе предстоит уцелеть.
Уже и рассветы проснулись,
Что к жизни тебя возвратят,
Уже изготовлены пули,
Что мимо тебя просвистят.
Финал фильма. В посёлке радуются сообщению о полёте Гагарина, в это время замечают сигнал бедствия, который подал Апрятин, и выручают его: это сопровождает "Песня о тревожной молодости" :
Забота у нас простая,
Забота наша такая -
Жила бы страна родная,
И нету других забот!
Припев:
И снег, и ветер,
И звезд ночной полет,
Меня мое сердце
В тревожную даль зовет.
Пускай нам с тобой обоим
Беда грозит за бедою,
Но дружба моя с тобою
Лишь вместе со мной умрет
(припев)
Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперед!
(припев)
И так же, как в жизни каждый,
Любовь ты встретишь однажды, -
С тобою, как ты отважна
Сквозь бури она пойдет
(припев)
Не думай, что всё пропели,
Что бури все отгремели.
Готовься к великой цели,
А слава тебя найдет!
(припев)
Эти песни явно адресуют к бурям или войнам, которые ожидаются в будущем, которые не должны стать неожиданностью, и потому требуют хотя бы минимальной подготовки. К тем самым чёрным дождям, о которых спрашивает мальчик в последней песне. В этом плане, безусловно, есть педагогическая проблема - как рассказать о действительно тяжёлых вещах? Из жанра песни следует, что рассказа не будет, ибо это не то, что следует сообщать на ночь глядя, не то, что убаюкивает. Но это не означает, что не надо сообщать, просто это следует делать или на следующий день или когда сын подрастёт. А традиционное решение - предоставить эту почётную обязанность мужчине, отцу ребёнка. Кстати, выбор женского исполнения этой песни я нахожу абсолютно верным. Но по факту сложилось так, что сначала была Песня о треовжной молодости, а потом - Колыбельная с четырьмя дождями, и эта последовательность соответствует тому, что вопрос остался без ответа. Более того, в тексте есть строчки "И пою я тихо сыну Днем и под луной", и здесь я обращаю внимание на слово "днём". Когда усыплять не надо, и когда можно рассказывать о тяжёлых вещах, или хотя бы их иллюстрировать. Ранее я упоминал о поставленной проблеме преемственности поколений. В колыбельной прямо говорится о двух поколениях, о передаче знаний, и о том, что какие-то знания не передаются. В связи с этим возникает вопрос - не указывают ли создатели фильма на разрыв между поколениями, в результате которого в значительной степени оказалась утраченной способность давать ответ на чёрные дожди? А если так, то не идёт ли речь об усыплении бдительности, причём буквальном ("спи, мой сын")? Усыплённое таким образом поколение оказалось уже безоружным против такой очевидной угрозы, как чёрный дождь, чего уж говорить о распознавании более тонких и сложных вещей, таких как серый и гнилой туман, коим явилось безумие Перестройки, и мобилизации против угроз подобного рода.
То, что в титрах фильма о людях, которые шли до конца в суровых условиях, оказалась песня о подчёркнуто мирной и спокойной жизни, мне напомнило построение романа Бориса Васильева "А зори здесь тихие". Роман и экранизацию точно так же обрамляют мирные сцены о годах, когда война оказалась сильно позади. В тех местах, пребывание в которых было немыслимо без героизма и мужества, ещё не построены города, но туда уже ездят в поисках романтики природы. И, право, отправляясь в поход, стоит задуматься о тех, кто первым высаживался с кораблей, рисовал карты карандашом на простой бумаге, обосновывал построение аэродромов, портов, а затем и железных дорог, стоял насмерть, зная, что подкрепления не будет, но всё-таки веря в людей там, "в базовом лагере". И познавать тех людей, чтобы совладать с последним страхом - набраться мужества рассказать детям или ученикам, что это такое - идти за правое дело до конца.
P.S. А в 1989 году на экраны вышел фильм "Чёрный дождь". даже не знаю, насколько это символично.