May 10, 2009 15:33
15 апреля 1945 г.
В полдень мы отъехали в совершенно переполненном поезде городской электрички с Ангальтского вокзала. С нами в поезде было много женщин - беженцев из занятых русскими восточных районов Берлина. Они тащили с собой все свое имущество: набитый рюкзак. Больше ничего. Ужас застыл на их лицах, злость и отчаяние наполняло людей! Еще никогда я не слышал таких ругательств.
Тут кто-то заорал, перекрывая шум: "Тихо!". Мы увидели невзрачного грязного солдата, на форме два железных креста и золотой Немецкий крест. На рукаве у него была нашивка с четыремя маленькими металлическими танками, что означало, что он подбил 4 танка в ближнем бою.
"Я хочу вам кое-что сказать, - кричал он, и в вагоне электрички наступила тишина. - Даже если вы не хотите слушать! Прекратите нытье! Мы должны выиграть эту войну, мы не должны терять мужества. Если победят другие - русские, поляки, французы, чехи и хоть на один процент сделают с нашим народом то, что мы шесть лет подряд творили с ними, то через несколько недель не останется в живых ни одного немца. Это говорит вам тот, кто шесть лет сам был в оккупированных странах!"
В поезде стало так тихо, что было бы слышно, как упала шпилька.
Из дневника 16-летнего помощника люфтваффе Дитера Борковского
Источник: Каталог докуметальной экспозиции "Война Германии против Советского Союза, 1941-1945". Berlin: Stiftung Topographie des Terrors, 1994, S.255
1945-1955 Финал,
*Судьба городов,
Образ врага