1.1 Т.н. "селекция". На каком этапе, кем и насколько брутально проводился отбор по расовому признаку, по принадлежности к политсоставу? "Остывал" ли интерес к этим группам пленных по ходу войны? Мог ли еврей, политрук расчитывать на выживание в лагерях на всех этапах - от фронтового сборного до имперского шталага и офлага?
Мои познания в этом основаны на пребывании в плену с января 1944 года, когда режим был намного человечнее, чем в 1941-1942 гг. Принципиальные изменения к лучшему касались двух моментов: санитарного состояния и национально-политической селекции. Опасаясь эпидемий и их распространения на территорию и население Германии где находились многие шталаги, в них стали устраивать относительно более благоустроенные выгребные уборные, умывальники, бани с "вошебойками". В "мое время" немцы старались выделить лишь политруков (комиссаров) и евреев. Как правило, им удавалось успешно маскироваться, и их, обычно, не выдавали, даже если и догадывались об их истинной сущности. Как обстояли эти дела в дулагах, фронтлагах, офлагах мне неизвестно.
1.2 Flintenweib... Приходилось ли встречаться с особым отношением к нашим женщинам-военнопленным?
Мне пришлось лишь единственный раз встретить женщин. По прибытии в лагерь в гор. Холме, я увидел группу женщин медсестер и врачей, очевидно, из только что захваченного полевого медсанбата. Они стояли под наблюдением одного вооруженного конвоира на лагерном плацу, ожидая решения дальнейшей своей судьбы, и хором пели "Вставай страна
огромная...". Немцы, расхаживавшие вокруг, не обращали внимания на эту демонстрацию. Больше мне с женщинами в лагерях встречаться не приходилось. Либо они размещались в отдельных, удаленных блоках, или даже в отдельных лагерях, сведений о существовании которых я в интернете не встречал.
1.3 На каком этапе, кем отделялись военнопленные по национальному признаку? Ощущалось ли особое внимание к национальным военнопленным со стороны заграничных "посредничеств" и комитетов - вербовали ли их, создавали ли особые условия? Речь идет о тюркских, кавказских народах и об украинцах.
По национальному признаку русских уже не отделяли от украинцев, татар и среднеазиатов. Тем не менее, евреям и политрукам удавалось маскироваться и их, как правило не предавали. Мой друг Миша, с которым я прошел "Марш смерти", умерший от гангрены уже после освобождения, еврей, выдавал себя за узбека, присвоив фамилию Ходжаев. Будучи в эвакуации в Узбекистане, он до призыва в армию успел основательно овладеть узбекским и военнопленные узбеки, наверняка догадываясь по акценту, его не выдали. Вот тех немногих, которые вербовались в РОА, сортировали по нацональному признаку и направляли в соответствующие коллаборационистские войска. Никаких следов деятельности заграничных "посредничеств" и комитетов я не замечал. После освобождения уже в сборном лагере в г. Хемер, такая деятельность проявлялась очень активно.
1.4 Была ли заметной деятельность русских "освободительных" формирований и русской эмиграции?
Представители РОА появлялись в лагерях, занимаясь вербовкой в свои ряды. Эмигрантов не встречал.
2. Geistige Betreuung - удовлетворение духовных потребностей - газеты, листовки, плакаты... агитация, пропагандисты... в какой форме Вы с этим сталкивались?
Пропагандистская литература имела хождение в лагере. И в виде плакатов, обличавших сталинско-большевистскую жизнь в СССР, и в виде листовок, агитирующих за вступление в ряды "освободительных" формирований, и расказывающих о генералах Красной Армии, героях советского союза и руководителях высокого ранга, оказавшихся в плену и дающих согласие на сотрудничество с Германией. На таких листовках помещались и их фотографии. Помнится, была листовка с фотографией генерала Власова, оживленно беседующего с группой немецких офицеров. Были и книги. Наиболее распространенная - Протоколы Сионских мудрецов. Листовки и книги, расскзывающие о жизни в СССР, были написаны столь примитивно, что воспринимались даже теми, кто не высказывал приверженности к "идеалам", иронически, если не презрительно. Особо следует упомянуть газету "Заря", специально издававшуюся для советских военнопленных. Я подозреваю, что в редакции этой газеты работал свой "Штирлиц". При внимательном прочтении многое угадывалось "между строк". А положение на фронтах при всей маскировке лозунгами и угрозами, тоже угадывалось достоверно.
Не знаю, возможно кое-где и продолжалась в 1944 и последующих годах сортировка по национальной принадлежности, но в тех лагерях, где я был и в описываемое мной время этого не происходило. Особенно значительный контингент мусульман был в лагере Hohenstein. Там они даже совершали коллективный намаз.
...................
Действительно, причины добровольной пербовки в РОА были различны: ожидать, что РОА может чего либо добиться с помощью германских штыков в это время уже не мог никто. Я вижу лишь следующие мотивы таких поступков. Некоторые пленные могли быть даже не по своей воле вовлечены в какие либо действия, которые им буду поставлены в вину, как добровольное сотрудничество с врагом. Тому пример - майор Палий, работавший в Пенемюнде в конструкторском бюро, проектирующем известные ФАУ. Бывшие полицаи, опасавшиеся того, что будут опознаны их солагерниками, думали таким образом скрыться от возмездия на западе. Изнуренные голодом, утратившие терпение далее выносить его. Авантюристы, рассчитывавшие после вступления в ряды РОА сбежать, переодеться и вернуться в Красную армию. В эти годы антисоветские убеждения уже не могли стать причиной перехода, ввиду явно приближающегося поражения Германии. Возможно, были и другие стимулы, но я их не знаю.
О пропагандистской литературе: я видел ее на русском и украинском языках.