7. Никита Королевич. «Крещендо без Бэлзы», фарс. Часть 2.

Oct 28, 2010 00:15

"Крещендо без Бэлзы" Королевич Никита

Фарс в пяти частях - по ходу «Осеннего ДРАМАФОНА»

Действующие лица:
Федор - 25 лет, главный герой, поклонник классики и Бэлзы
Иванов - друг Федора, 40 лет, главный редактор тюменской газеты «Инсайд»
Денис Мацуев - 35 лет, пианист
Алексей Огринчук - 32 года, гобоист
Новосибирский Академический симфонический оркестр - полным составом, 50 человек, от скрипки до арфы
Сергей Смбатян - дирижер, 23 года (Ереван)
Тюменка - женщина без возраста в безвкусном вечернем платье
Борислав Струлев - 40 лет, виолончелист
Аркадий Шилклопер - 46 лет, валторнист, альпийский ро...
Шенда Лур - 25 лет, вокалистка (США)
Миша Бирман - 55 лет, Директор Филармонии, буйный, но интеллигентный
Агнешка - 18 лет, служанка (Польша)
Негинский - 40 лет, Министр культуры, хохотушка, врет
Переписчик - 30 лет, высокий, крепко сложенный, деловой
Почтальон - без возраста, мужчина, ибо носит усы и большую синюю кепку на лоб
"Фан клуб Бэлзы" - много возбужденных людей, недовольных
Сам Бэлза - в пьесе присутствует незримо

Пьеса не основана на реальных событиях. Почти все имена выбраны путем случайной генерации имен и фамилий, упомянутых в периодических изданиях города Тюмени за октябрь 2010 г.

2.

Первая часть сцены, большая:

Концертный зал имени Югуляева. Видно первые ряды, проход и край сцены с несколькими музыкантами Новосибирского Академического симфонического оркестра. Кроме музыкантов на этом краю сцены стоит патефон.

На второй части сцены затемнение.

В центре первого ряда сидит человек. К нему, поглядывая на свой билет и номер места, подходит Федор. Волосы зализаны назад, нарумяненный, выбритый так, что проведи запястьем по федоровому подбородку - ты не почувствуешь ни единого укола. Он в шикарном вечернем костюме, лакированных туфлях, вместо ремня - атласная синяя лента, на руках - кристально белые перчатки, подмышкой - роскошный букет гладиолусов.

Федор. Кхм, простите. Но, это мое место.
Человек (удивленно). Щто значит - мое место?
Федор. Ну, вот, у меня билет на это место. (Протягивает свой билет человеку.) 14-е место.
Человек (разглядывая билет). Ви серьезно?
Федор. Да. Это мой билет.
Человек. Я понял, понял. Я зинаю русский язик, и читать умею.
Федор. Ну… Вот. Мое место. Под вами.
Человек. Ви понимаете, чито мешаете нам?
Федор. Нет. Это мое место. Мистер, давайте по-хорошему.
Человек (закипая). Посилушай, доригуша. Концерта начинается в семь вечера.
Федор. Да.
Человек. Сийчас - пять часов.
Федор. Я знаю. Заранее пришел.
Человек. Заранее! (Встает.) У нас репетиция. (Показывает рукой на сцену.) Вы преривали меня, пятидесят музикантов. Как ви сюда попали так ряно?

Федор оборачивается, смотрит на улыбающихся музыкантов, опять на Человека.

Федор. А вы…
Человек. Йа - Сергей Смбатян.
Федор (протягивая руку). А я - Федор. Будем знакомы.
Сергей Смбатян (пожимая руку Федора). Будим.
Федор. Вы - режиссер?
Сергей Смбатян. Я - Дирижер.
Федор. Да, то есть я и хотел сказать - дирижер. Круто! И у вас тут чего, репетиция?
Сергей Смбатян. Ди-а. Паслуший, Федор, у нас осталось мало времени, а я хачу ище попробовать сиграть пару настоящих армянских песен. Разибавить этот сибирьский холодний концерт теплёмь юга. Очинь хачу.
Федор. Давай. Я только за.
Сергей Смбатян. Сипасибо.

Федор отодвигает Сергея и садится на свое место.

Федор. Я тут посижу, послушаю. А то там еще даже буфет не открыт. И… бабушки эти, выгонят меня еще, если увидят. Рано пробрался.
Сергей Смбатян. Пасилюшай!
Федор. Да я ти-и-ихо. Сергей, ну, ты сейчас сам время зря тратишь. Уже мог бы репетировать. Я не помешаю.
Сергей Смбатян (качая головой). Харишо. (Музыкантам.) Это Федор, он будет силушать, как мы разучиваем новый для вас кавказский песня. Я вам палажил пять песен, на вибор: «Бахтавари», «Энзели», «Зангезур», «Армянский народный круговой танец» и… Симфония №9 «Из Нового Света» Дворжака, которий попросил Денис. Это в крайний случай. А теперь, чтобы настроиться, мы посилушаем мой любимый песня «Дле яман».

Сергей подходит к патефону, который стоит на краю сцену, заводит его и включает пластинку. Играет песня «Дле яман». Сергей садится рядом с Федором, довольно смотрит на музыкантов, на Федора.

В зал входит Денис Мацуев. Останавливается, смотрит на музыкантов, на патефон, на Сергея и Федора. Ничего не понимает.

Денис Мацуев. Ничего не понимаю. Сережа! Это… что?
Сергей Смбатян (подходит к патефону, выключает его). Ничего.
Денис Мацуев. Сережа. Ну, я ведь просил.
Сергей Смбатян. Я падумал, чито ты оценишь.
Денис Мацуев. Ну, Сережа, ну, пожалуйста. Я это оцениваю, вернее ценю, но… У нас два часа осталось до начала.
Сергей Смбатян. Да, да, да. Очинь просто игирать то, чито уже весь жизнь играешь. А вот сиграть «Круговой танец», да в пятьдесят музикантов. Эхь.
Денис Мацуев. Давай… в другой раз. Здесь просто отработаем программу, о которой мы договорились. Хорошо?
Сергей Смбатян. Харишо.
Денис Мацуев (показывая на Федора). А-а-а… это кто?
Сергей Смбатян. Федор. Заранее пиришел.

Федор подходит к Денису, протягивает руку.

Федор. Очень приятно, Федор.
Денис Мацуев. Здравствуйте. Денис. М-м-мацуев.
Федор. Ну, как вам у нас, в Тюмени?
Денис Мацуев. Ничего. Хорош так. Ничего. Поел вот вкусно. Сережа, а ты покушал?
Сергей Смбатян. Да.
Денис Мацуев. И как? Вкусно было?
Сергей Смбатян. Да. Неминого остыло, но викусно.
Денис Мацуев. Хорошо. (Федору.) Вот, видите, и у Сережи было вкусно.
Федор. А они? (Показывает на Новосибирский филармонический, симфонический академический.) Покушали?
Денис Мацуев. Не знаю. Должны были. Сережа, Новосибирский филармонический, симфонический академический, покушал?
Сергей Смбатян. А я отикуда зинаю? Мине отдельно накиривали.
Денис Мацуев. А кто знает?
Федор. Они сами… и знают.
Денис Мацуев. Да-а? У них и спросим?
Федор. Давайте.
Денис Мацуев (оглядывается на Новосибирский филармонический, симфонический академический). А-а-а… кто будет спрашивать?
Федор. Я - «пас».
Сергей Смбатян. Ты и сипрашивай.
Денис Мацуев. Да как-то… сразу у всех?
Сергей Смбатян. Сиразу!
Денис Мацуев (громко). Новосибирский филармонический, симфонический академический, вы покушали?
Новосибирский филармонический, симфонический академический (хором). Да-а!
Денис Мацуев. Хорошо. А вкусно покушали?
Новосибирский филармонический, симфонический академический (хором). Вку-усно!
Денис Мацуев (довольный). Очень хорошо! А что покуша…
Сергей Смбатян. Эй-эй-эй, висё-висё, хиватит. Дениса, хиватит.
Денис Мацуев (обиженно). Ну, что ты, что ты, Сережа? Я ведь так, поговорить хотел… Ладно. (Федору.) Так что спасибо вам, спасибо. (Еще раз пожимает руку Федору.) Вот. Мда. (Покачивается на каблуках. Смотрит на часы.) Еще можно порепетировать. Что-нибудь.
Сергей Смбатян. Так чиво репетипетировать? Программе-то в что, мы зинаем.
Денис Мацуев. Ну, как скажешь. На бис, может, исполнить что-то из современного. У нас ведь музыкальный фестиваль «Крещендо», продвигаем молодых. Можно к этому делу и что-нибудь такое эдакое, новенькое, присовокупить?
Сергей Смбатян (недоверчиво). На-пи-ри-мер?
Денис Мацуев. Ну, даже не знаю. Например, «Yesterday», Биттлз.
Сергей Смбатян. Ти сириозно?
Денис Мацуев (довольно). Да. Сережа, я же не ханжа, не только вот классику, не только вот Рахманинова, но и «Битлов» могу… послушать.
Сергей Смбатян (не веря своему счастью). Это ведь мой любимый песня. (Опомнившись.) После народиних песен, конечино. (Музыкантам.) Ви зинаете как играть Биттлз? Тогида начнем.

Новосибирский Академический симфонический оркестр под руководством Сергея Смбатяна играет битловскую «Yesterday». Федор подходит к Денису и приглашает его на танец. Денис, немного помявшись, соглашается и они очень чувственно и нежно танцуют. Ведет Федор.

Песня заканчивается. Сергей запрокидывает голову назад и… плачет.

Сергей Смбатян. Это прекрасно! Спасибо, друзья мои. Теперь все свободны. Отдохните перед концертом.
Денис Мацуев. Да, там за сценой я попросил накрыть столики, с рыбкой, спаржей, анчоусами, маслинами и немного вина. Вы перекусите, освежитесь. Все должно быть вкусно. Я попробовал. Только рыбка не вся свежая. А остальное - очень и очень прелюбопытно.
Сергей Смбатян. Спасибо за это, Денис.
Денис Мацуев. Ну, Сережа, все должны быть сыты. Это - главное.
Сергей Смбатян. Да нет, я про «Yesterday».
Денис Мацуев. А! Да, да, да. Очень хорошо. Вам, Федор, большое спасибо. Хорошо танцуете. Давно я не танцавал. С мужчинами. Да так… Чувственно. Спасибо.

Пауза. Молчание.

Денис Мацуев. Может, тоже перекусим? Я попросил накрыть пару столиков вон за той колонной. Видел сейчас, как юбочка чья-то там мелькнула. Накрывают, наверное. Или все отменить?
Федор. Да нет, зачем? А что? Я бы поел. Еще почти полтора часа ждать до начала.
Денис Мацуев. Я тогда пойду, посмотрю, как там накрывают. Попробую… все. Хорошо? Федор. Даже замечательно!
Денис Мацуев. Ха-ха-ха! Даже замечательно! Или… может сюда принести?
Федор. Да, можно и сюда. Я просто место не хочу упустить. Мало ли. Вдруг продали два билета на одно место. А я первый пришел, и преимущество будет за мной.
Денис Мацуев. Конечно, за вами. Я пойду, попрошу, чтобы нам сюда принесли. Там столики, интересно, с колесиками? Если так, то я и сам прикачу.
Федор. Даже не знаю.
Денис Мацуев. Хорошо. Все, я побежал.

Денис уходит.

Федор. Какой… интересный, этот Денис. Мацуев.
Сергей Смбатян. Да, он хороший.
Федор. Заботливый такой, учтивый. Я бы и не подумал, что он… вот так ко всем относится. И потанцевали.
Сергей Смбатян (улыбается). Денис молодчина. Без него этого фестиваля не случилось бы.
Федор. Постойте, а где ваш этот дурацкий акцент?
Сергей Смбатян (улыбается еще шире). Ох, забылся. Это все Битлы. Да, нет акцента.
Федор. А зачем тогда это? «Пиришел», «харишо», «викусно»?
Сергей Смбатян. Шучу. Надо ведь как-то развлекаться. Денис знает, что у меня нет никакого акцента. А вот оркестр пока в неведении. Смешно?
Федор. Да уж. А эти… армянские песни на патефоне?
Сергей Смбатян. Тоже пошутил. Вот, наверное, сейчас обсуждают, что Денис их спас, а то пришлось бы играть «Круговой танец» или там «Бахтавари». (Смеется.) Денис хорошо подыграл.
Федор. Да-а-а.
Сергей Смбатян (смотрит на часы). Простите, я вас оставлю. Надо сделать пару звонков, пока есть время до начала… пока вон Денис столики прикатит.
Федор. Конечно. Тоже вот позвоню.

Сергей кивает, уходит. Федор забирается на сцену, достает телефон, набирает номер, расхаживает туда-сюда.

Освещается левая часть сцены, малая:

Часть переполненного плацкартного вагона. На нижней полке в окружении соседей по «отсеку» едет Иванов. У него звонит телефон. Иванов поднимает трубку.

Иванов. Алло.
Федор. Привет, Иванов!
Иванов. Здравствуй, Феденька.
Федор. Ты где сейчас?
Иванов. В поезде. Еду в Москву.
Федор. В Москву? Ты ведь был в Симферополе, на…
Иванов. Да. Вот, позвонили учредители моей газеты, попросили заехать в Москву, что-то там надо захватить. По пути.
Федор. Даешь! А я вот в «Филармонии».
Иванов. Что там сегодня?
Федор. Как что?! Открытие фестиваля «Крещендо»! Мацуев, Шилклопер, все дела!
Иванов. А-а-а, да-да-да.
Федор. А знаешь, кто будет ведущим концертов на протяжении всего фестиваля?
Иванов. Нет.
Федор. Угадай!
Иванов. Кто-то тюменский?
Федор. Нет!
Иванов. Тогда не знаю.
Федор. Ну, угадай!
Иванов. Хм. Не знаю.
Федор. Ну, попробуй!
Иванов. Да не знаю я.
Федор. Так попробуй. Вот просто. Наугад.
Иванов. Феденька, да как я угадаю? Не знаю.
Федор. Да блин, попробуй. Вот так, навскидку.
Иванов. Федя. Не знаю я.
Федор. По-про-буй!
Иванов. Да что ты будешь делать?! Только ради того, чтобы ты отвязался. Допустим, Святослав Бэлза.
Федор. Да!
Иванов. Что, да?
Федор. Да, правильно! Ярослав Бэлза!
Иванов. Серьезно?
Федор. Ну да!
Иванов. Смотри, угадал.

По вагону идет мужчина в синем шелковом костюме, с лентой вместо пояса, с огромными бакенбардами, кудрявой шевелюрой и вытянутым лицом. Смотрит в свой билет, ищет номера на полках, находит свое место и усаживается рядом с Ивановым.

Федор. Я только из-за него и пришел сюда. Ну, тут еще много всяких интересных личностей будет, но за двенадцать тысяч рублей место в центре первого ряда - это только ради Всеволода Бэлзы. Только для него! Уж давно купил билеты на все концерты. Еще бы! Наконец-то! Ростислав Бэлза в Тюмени! Будет вести каждый вечер каждый концерт!
Иванов. Что в нем такого особенного, в этом твоем Бэлзе? (При этих словах новый сосед Иванова резко оборачивается на Иванова и внимательно смотрит на него.) Он на чем-то играет?
Федор. Даешь! Он не играет, он объявляет. Он ведет!
Иванов. Кого? Куда?
Федор. Концерт! «От и до». Ведет зрителей, музыкантов, это искусство все ихнее. И прямиком … в массы! Он просто Бог!
Иванов. Да почему?! В чем дело?! Чем он так хорош?
Федор. Ничего ты не понимаешь. Он ведь, между прочим, Народный артист России! А «народного» просто так кому попало не дают. Он! Он. Он… Ну, вот представь себе: начало концерта, темнота, полный зал, битком, зрители даже на люстрах висят, и тут такие гулкие шаги, по сцене, в тишине, ни шепота, ни писка, ни-че-го. И шаги! Его шаги! Бэлзы! Вдруг - стоп. Остановились шаги. Луч света - на Бэлзу. Падает на него из темноты, высвечивает на сцене в луче света нашего Бэлзу. Он! Он. Он… красавчик! Ямми такой весь! Стоит. И вдруг, он сам, с придыханием, или без, неважно! Вообще все это неважно. Он вдруг просто говорит:

«На сцену выхо-о-оди-и-ит Дени-и-и-и-и-иссссссссссс Ма-а-ацу-у-у-у-уе-е-е-е-е-е-е-е-евффффффффффф… ссссс…»

И все.
Иванов. И все?
Федор. Все! Все. Больше ни слова, ни шага, ни звука. Свет гаснет, опять темнота, Бэлза растворяется в ней. И тут…
Иванов. Появляется Мацуев?
Федор. Да. Кстати, мы с ним познакомились тут.
Иванов. С кем?
Федор. С Мацуевым.
Иванов. Где? Когда?
Федор. Да здесь. Вот, только что. Он пошел за закуской. Должен вот столик нам прикатить.
Иванов. Кому это - нам?
Федор. Мне, да дирижеру… Новосибирского филармонического, Академического симфонического, оркестра. Сергею. Выпьем тут, перед концертом.
Иванов. Где?
Федор. Здесь, в зале, между первым рядом и сценой. Я попросил сюда принести. Ну, чтобы с места не сходить, со своего. Вдруг мой билет, то есть мое место еще кому-нибудь продали, ну, двойные билеты. Знаешь ведь, как это бывает.
Иванов. Да, надо просто раньше второго прийти, чтобы бы было преимущественное право.
Федор. Да. Вот, сейчас перекусим, все дела.
Иванов. Слушай, Федор, я тебе давно хотел предложить кое-что.

В это время сверху на сцену спускается Сергей Смбатян - он спускается на тросе, к спине прикреплены большие пушистые крылья ангела. Руки Сергея сомкнуты над головой. В полете он делает «ножку». Федор не видит его.

Федор. Что?
Иванов. Пиши для нашей газеты культурные обозрения. А?
Федор. Чего? У тебя ведь порно-газета.
Иванов. Что значит - порно-газета?
Федор. Да то и значит, что на обложке и внутри - порнографические фотографии. И публикуешь всякие порно-рассказы, истории и тому подобное.
Иванов. А, ну, да. И что?
Федор. И что?! Еще спрашиваешь!
Иванов. Нет, а что такого?
Федор. Да ничего. Но вот только зачем порно-газете культурные обозрения? Там у тебя все про… эти, там, про что-то антикультурное, и тут - бабах, культурный обозреватель Федор Ахураф о фестивале «Крещендо». Это бред!

В это время Денис Мацуев с довольной улыбкой на лице вкатывает в зал два столика с закусками и вином. Устанавливает их около сцены - прямо перед Федором, который все еще стоит на сцене.

Иванов. Вот так и надо. Да ты что? Ты думаешь, нас читают одни извращенцы и озабоченные люди? Да. Но ведь они и есть культурная прослойка населения. Те, кто покупает нашу газету, запакованную в непрозрачный пакет, соответствующий всем требованиям закона, да, порно-газету, но именно га-зе-ту, и чи-та-ет - это и есть наша культурная прослойка. Те, кто просто извращенец, они не читают. Они качают порнуху в сети. А эти - читают. И им нужна культура. А ты всегда в курсе всего, и пишешь хорошо.
Федор. Даже замечательно. Ну, Иванов, я не знаю. Какой из меня культурный обозреватель?!
Иванов. А ты сейчас мне ничего не отвечай. Ты подумай. Мы будем оплачивать тебе все билеты на все концерты и спектакли, будем финансировать командировки в Екатеринбург и Москву. Ты подумай. Вот посмотри на этого Бэлзу. (При этих словах новый сосед Иванова опять резко оборачивается на Иванова и внимательно смотрит на него.) Подумай, попробуй написать что-нибудь о нем и…

В это время Сергей Смбатян начинает раскачиваться на тросе, пролетая за спиной у Федора и что-то изображая для Дениса.

Федор. Хорошо. Да, Бэлза. Наконец-то я его увижу живьем. Иннокентий Бэлза!

Денис смотрит на Сергея, смеется. Пытается обратить внимание Федора на Сергея. Федор поворачивается в сторону Сергея как раз в тот момент, когда Сергей, сильно качнувшись, летит на Федора. Он сбивает Федора с ног и отправляет его прямиком на бережно установленные Денисом столики с закуской. Столики разлетаются блюда разбиваются, Федор молчит, Денис кричит, Сергей запутался в крыльях и тросе.

Денис Мацуев. Бля-а-ать! Да вы что?! Я укатил эти столики из-за колонны обратно в буфет, всего там набрал, прикатил сюда, так хорошо расставил, а вы… Федор, ну… ёб твою мать.
Федор. А что «Федор»? Это он налетел на меня. (Кивает на Сергея.) Я вообще мог насмерть разбиться. Так больно.
Сергей Смбатян (пытаясь распутаться, тщетно). Это мой вина, Дениса. Пирасти! Как тут это оказалось?! Кака я така запуталися?! Надо обрезать. Эй! (Кричит наверх.) Отцепляя троса! Тут земля близко. Давай, смелее! Да отпускай ты. Ну, скорее. Да не бой…

Трос резко обрывается, и Сергей падает на сцену.

Сергей Смбатян. Ох!
Денис Мацуев. Осторожнее!
Федор. Как больно! (Встает.) Но удачно. Вроде бы даже не запачкался. Хотя вот бутерброда с икрой валяются.
Денис Мацуев. Это ужасно!
Федор. Что?
Денис Мацуев. Все… перевернули.
Федор. А, вот вы про что. Ладно, чего уж, теперь-то уж. Все уж! Давайте посмотрим, что там с Сергеем.

Федор и Денис поднимаются на сцену, подходят к Сергею.

Денис. Сережа, ты жив?
Сергей Смбатян. Жив. Спину больно.
Денис. Что мы можем для тебя сделать?
Сергей Смбатян. Мине нужно массаж.
Федор. Я не умею его делать. Массаж. Особенно мужикам.
Денис Мацуев. И я… тож не хочу, то есть не умею. Сережа…
Сергей Смбатян. Да не вы! Пюсть массажер сделает! Тють есть массажер?
Денис Мацуев. А! Так сейчас узнаем. Есть, наверное.
Федор. Давай, отнесем его за кулисы. Там есть стол или что-то твердое, для массажа?
Денис Мацуев. Я просил там большие столы с закуской поставить. Чтобы в антракте музыканты могли… покушать, в общем. Давай, туда его.

Федор и Денис берут Сергея за руки и за ноги, раскачивают, несут за кулисы.

Спустя полтора часа. То же место. Начало концерта. Полный зал. На сцену выходит женщина в вечернем платье. Тюменка.

Тюменка. Добрый вечер, дорогие слушатели и зрители города Тю… мени. Мы открываем наш музы…кальный фестиваль «Крещен…до». Я хотела сказать много всего об вас и об Тюмени, а также об фестивале и об… вообще… что вот фестиваль создан для продвижения молодых музыкантов, и что вот создан он усилиями Дениса Мацуева и благодаря ему. Но я не буду всего этого говорить. Пусть лучше за меня это скажет музыка. Музыка!

На сцену выбегает Сергей Смбатян и начинает играть музыка: концерт для гобоя с оркестром до-мажор, ор. KW 314.

В первом ряду партера встает Федор и, пытаясь перебить музыку, кричит:

Федор. Чего-о-о?! Эй, ты, тетка, а где Мирослав Бэлза?! Где он?! Где-е-е?! Э-э-э-эй!

Конец второй части. Продолжение следует…

28 октября 2010 г. Чайная Королевская Резиденция в Тюмени

korolevich
______ ______ ______ ______ ______ ______ ______

*осенний драмафон-2010*

Previous post Next post
Up