Структура сценария Блейка Снайдера
Сегодня Dramafond.ru публикует знаменитую структуру сценария американского сценариста Блейка Снайдера, где место всех ключевых сюжетных точек определено с точностью до страницы (исходя из стандарта - 110 страниц сценария в американском формате записи). Российские сценаристы не очень любят такие схемы, считая, что за ними стоит только голый расчет («а где же искусство?» - вопрошают они), но познакомиться с таким способом конструирования будет как минимум интересно, тем более, что в драматургии структура имеет первостепенное значение, а у Снайдера можно найти много полезных советов, проверенных на тысячах голливудских (и не только) фильмов.
1. Первая картина (1 стр.)
Пункт «первая картина» очень важен, он дает понять настроение, стиль и ритм картины, вводит образ героя. В рамках этого пункта происходит раскрытие образа героя, есть возможность увидеть краткую характеристику персонажа «до», с которым нам предстоит проделать долгое путешествие по фильму. Бывает и так, если сценарист действительно сделал свою работу отлично, что можно увидеть и персонажа «после». Как и многие другие пункты нашей формы, у данного пункта есть соответствующая ему пара, пункт «заключительная картина». Это два сегмента одного целого.
Присутствие этих двух противоположных друг другу сцен дает четкое представление о происходящем изменении сюжета, подчеркивает его драматичность и эмоциональный подъем. Зачастую, чтобы понять, насколько глубок и интересен сценарий, актеру стоит прочитать лишь первые и последние 10 страниц. Если из них не ясна интрига, обычно сценарий идет в мусорную корзину.
2. Постановка темы (5 стр.)
Где-то на пятой минуте фильма с хорошо отлаженной структурой сценария, кто-то (скорее всего не главный герой) произнесет (обычно в адрес главного героя) тему фильма. «Будь осторожен в своих желаниях», или «Кто слишком высоко летает, тот низко падает», или «Семья важнее денег». Такие установочные фразы обычно не произносятся прямо, а проговариваются в диалогах, проскальзывают в импровизированном замечании в сторону главного героя, который это замечание пропускает мимо ушей, и которое в последствии еще сыграет свою роль, и будет иметь значение. Такое высказывание в начале фильма мы будем называть тематической предпосылкой картины.
3. Положение дел (1-10)
В этой части происходят установки шести необходимых обстоятельств, фактов. Я сам придумал эту фразу, шесть в ней конечно произвольное число, за которым стоит длинный список наиболее важных моментов, которые необходимо показать в сценарии, повторяю, показать, дать понять зрителю, чего не хватает главному герою. Эти шесть фактов, эти черты характера и пороки, как бомбы замедленного действия, сработают по сюжету в нужных моментах, укажут верную дорогу в виде последовательных острот «повторных вызовов». В этом случае зритель всегда должен понимать, к чему относится этот «повторный вызов».
И еще пара слов об «установочной» части сценария в рамках ее связи с первым актом картины. Я представляю фильмы поделенными на три различных мира, которые у большинства людей называются попросту актами. Это тезис, антитезис и синтез. 10 страниц установочной главы и оставшаяся часть первого акта это тезис, мир героев и сюжетов до начала основного приключения, полная картина истории «до», затишье перед бурей, особенно в установочной главе. И если бы дальше ничего не произошло, то этот мир и остался бы таким, как есть. Но в воздухе уже пахнет бурей, мир замер… он мертв, и с ним обязательно должно что-то случиться.
Читать далее -
http://dramafond.ru/struktura-scenariya-blejjka-snajjdera/