В поисках нового героя - тема конкурса современной драматургии, который проходил в рамках празднования 100-летия драматурга Виктора Розова.
Тема очень
непростая.
Если искать героя среди современников, в обществе потребления, в обществе кризиса , отчуждённости, массового вранья, катастрофического падения нравов, в обществе индивидуализма, чудовищной нищеты и сказочного богатства, то родится скорее всего антигерой. Но драматургия, как и любой вид искусства, конечно же не жизнь, хоть театр всегда одним из первых откликается на современность. И по идее создать героя в принципе реально, пораскинув хорошо мозгами, понаблюдав, сопоставив и т.д. Но это дело не одного года. Ситуация осложняется ещё и тем, что мы живём в кризисе идей. Могут случаться повторы. Но повторы происходят всегда на новом витке. Времени такого не было. Драматург как человек, тонко улавливающий новые интонации, вполне может «нащупать» нового героя пусть и с десятой или сотой попытки. Опираясь на новое в языке или используя традиционные литературные приёмы, написав историческую пьесу с параллелями к нашему времени и современным порокам или же взяв за основу документ.
Ну а пока мы в поиске нового героя. И 3 декабря в чёрной комнате РАМТа состоялись читки пяти современных пьес. Читки и обсуждения проходили в общей сложности около пяти часов. А вообще драматургов-финалистов в конкурсе десять.
На конкурс поступило более пятисот пьес из разных регионов России, а так же ещё из 21-ой страны. Самому молодому участнику конкурса - пятнадцать лет, самому пожилому - семьдесят девять.
Жюри конкурса:
Бородин Алексей Владимирович, художественный руководитель РАМТа, председатель жюри;
Багдасарян Марина Эдуардовна, театровед, обозреватель радио «Культура»;
Богатырёв Владимир Александрович, режиссёр;
Волчанский Андрей Ростиславович, главный редактор журнала «Современная драматургия»;
Дьякова Елена Александровна, обозреватель «Новой газеты»;
Перегудов Егор Михайлович, режиссёр;
Розов Сергей Владимирович, режиссёр, театральный педагог;
Смольяков Александр Юрьевич, театровед, режиссёр, драматург;
Тарасов Борис Николаевич, ректор Литературного института имени Горького;
Тимашева Марина Александровна, театровед, театральный критик.
Все читки делались силами актёров РАМТа.
По пьесе «Спичечная фабрика» Ульяны Гицаревой режиссёр Ольга Лысак поставила почти спектакль. Многие актёры играли свои роли наизусть, в читке принял участие Народный артист России Юльен Балмусов и заслуженная артистка России Наталья Платонова, а так же Никита Полицеймако, Тарас Епифанцев , Александра Розовская, Людмила Пивоварова, Вера Зотова и другие.
После читки Ульяна рассказала о себе и о пьесе. Основа пьесы - док. Пьеса создана на основе четырёх уголовных дел родного города Ульяны. На вопрос «Почему драматург решила создать именно пьесу по уголовным делам», Ульяна ответила: «Потому что я люблю свой город». Так же Ульяна объяснила, что она работает журналистом и отметила, что впечатление от криминальных новостей в сознании человека как бы стирается, притупляется. Мы живём в мире катаклизмов и страшных новостей, и никто не обратит внимание на то, что в каком-то маленьком городе десятый из десяти живущих в нём афганцев убил свою жену. А если это представить художественно, в виде спектакля, создать атмосферу города, то это может быть очень интересно. Режиссёр Ольга Лысак очень хвалила пьесу. В пьесе выведен типичный антигерой - это в общем-то и есть «новый герой» нашего больного общества. Это человек образованный, но абсолютно нереализованный, это человек способный и умный. Но доведённый беспросветной жизнью и бедностью до ручки. Это где-то даже новый Раскольников, но без философии наполеонов и тварей дрожащих, это человек - отцеубийца. Потому что отношения отца и сына сведены даже к несоперничеству, а к какой-то изощрённой моральной дедовщине. Не случайно пьеса закольцована. Она начинается с дела об отцеубийстве, потом идут другие истории, а заканчивается всё воспоминаниями героя, разговором его с отцом, такое созерцание, такая зарисовка русской природы, русского духа и менталитета, такое светлое сознание героя-ребёнка, которое стремилось к хорошему. Но жизненные обстоятельства и внешние причины привели душу к краху.
Дальше была читка пьесы Серафимы Орловой «Дерево без цветов». Серафима Орлова - завлит Омского ТЮЗа. Она рассказала, что пьеса задумана давно, но сначала она была романом, а уже после пришло понимание, что эта история выигрышно будет смотреться на сцене. Пьеса конечно же в розовских традициях. Это светлая образная пьеса о студентах, о любви, об институте. В этой пьесе есть попытка создать нового героя. Ты ожидаешь на дереве цветы, а их нет, а может есть только бутоны, которые никогда не раскроются... А ты уже в эти цветы поверил. А их нет. Но ты же в них поверил! То же самое и у людей: ты увидел в человеке то, чего в этом человеке нет. Своё мнение о пьесе высказала член жюри, театровед Марина Багдасарян, она разъяснила зрителям сюжет, потому что в читке конечно же было показано не всё, а только кульминационные сцены. Режиссёр Александр Смольяков очень хвалил пьесу, признался, что голосовал за неё. Одна из зрительниц, студентка института культуры выступила очень эмоционально, её очень тронул представленный эскиз по пьесе.
Режиссёр Александр Доронин представил вторую часть пьесы драматурга из Санкт-Петербурга Бориса Полищука «Дверь на балкон». В читке были заняты актёры Андрей Бажин, Алексей Весёлкин, Никита Полицеймако, Людмила Пивоварова, Роман Степанский, Олег Зима, Наталья Чернявская.
Борис Полищук поблагодарил актёров и режиссёра, сказал, что он не любит рассказывать о своих пьесах, потому что он уже всё сказал именно в пьесе. Но Борис Полищук отметил, что его персонажи - все же люди очень хорошие и содержательные, но жизнь, наша сегодняшняя жизнь, ломает их. Тринадцатилетний мальчик, худенький, ранимый, одарённый, становится как бы центром, вокруг которого взрослые решают свои часто очень нелицеприятные проблемы. Так же Борис Полищук сказал, что ему интересна традиционная пьеса, ему интересны герои, которые -- личности, которые что-то из себя представляют. Борис отметил, что ему не интересна современная драматургия, где герой недалеко ушёл от «племени обезьян».
Председатель жюри, художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин высказал мнение о пьесе. Он сказал, что, вот, читал пьесу глазами, а сейчас с удовольствием послушал, и она вся у него в сознании как бы выстроилась. Алексей Владимирович рассказал, что когда он берёт пьесу, ему прежде всего интересно как она СДЕЛАНА. И во вторую очередь он рассматривает содержание, оно вообще и неважно при первом рассмотрении пьесы. Председатель жюри отметил, что очень ценит в пьесе такой диалог, за которым стоит много слоёв: другой план, вторая тема, просматривается биография персонажей. И вот эта - дверь на балкон, это очень интересно, и конечно же пьеса Бориса Полищука -- пример, кроме розовской традиции, ещё и того, как надо делать пьесы, как их надо выстраивать.
Алексей Владимирович отметил, что пьесу «Спичечная фабрика» он рекомендовал отметить, но если бы он эту пьесу стал профессионально разбирать, то у него возникли бы вопросы и замечания именно к структуре пьесы, к её построению.
Дальше читалась моя пьеса «Дон-дон-дери». Первый вариант пьесы (от которого в итоге не осталось почти ничего) был написан в этом сообществе, в рамках осеннего драмафона, организованного в 2010 году Анной Донатовой. Я хочу поблагодарить Аню, всех драматургов, кто читал тот первый вариант, комментировал, особенно хочется поблагодарить моих рецензентов. Именно благодаря рецензии Льва Яковлева о том, что пьеса скучна своим однообразием, что приём надоедает, что в пьесе нет поворота, год спустя я вернулась к пьесе и кардинально её переработала, изменив и сюжет, и даже фабулу, и исходное событие, но оставив место действия и пять женских ролей.
Режиссёр моей читки Александр Смольяков сказал, что у него в общем-то другое видение современных подростков, но он отметил, что пьеса не плоская, что обобщение присутствует. Конечно мне были высказаны те же замечания, что высказывались и в комментариях на драмафоне: очень неприятный диалог (как его представлять на сцене перед зрителем?), очень жёсткая история. Я же высказалась на тему разрыва поколений. Я очень благодарна Марине Багдасарян за то, что она высказала своё профессиональное мнение о моей пьесе, как об очень нужной пьесе.
Завершался день читок победителей конкурса «В поисках нового героя» пьесой Биймурзы Мантаева «Игры на крыше старой мельницы». Режиссёр Галина Зальцман сделала просто потрясающее представление пьесы. Такой пронизывающий поэтический эскиз сыграли актёры Дмитрий Бурукин, Денис Фомин, Дмитрий Кривощапов и Анастасия Прокофьева! Жанр драматург определил как притча. Персонажи пьесы - старики. На кладбище только одно место, из-за которого спорят старики - это и является стержнем сюжета. Но эта пьеса и о любви и долге.
Алексей Владимирович Бородин сказал, что не смотря на то, что в пьесе нет молодого розовского героя, Виктор Сергеевич был бы очень рад, посмотрев такую пьесу.
(Пьеса безусловно самая сильная из пяти представленных - это моё личное мнение, она очень цельная и метафористичная, в ней всего четыре дл).
Биймурза Мантаев - обаятельнейший человек. Он рассказал о своей пьесе, о том, что пьесой заинтересовались и кинематографисты. Биймурза рассказал о себе. Он родился в Дагестане, работал режиссёром и главным режиссёром Кумыкского театра. Биймурза рассказал зрителям о кумыках - не все же знают о такой народности. Биймурза сказал, что у него как у режиссёра - более восьмидесяти постановок. Но режиссёр, -- сказал Биймурза, -- человек зависимый. Зависимый от актёров. А драматург ни от кого не зависит. Одна сплошная свобода. Поэтому в арсенале Биймурзы Мантаева более десяти пьес, он был участником выездных семинаров молодых драматургов СССР (Малеевка и т.п.)
Что меня поразило на протяжение всего мероприятия. Это очень внимательное доброжелательное отношение к драматургу членов жюри конкурса.
Все фотографии с читок 3 декабря по ссылке:
http://fotki.yandex.ru/users/igografo/album/150654/ Потом всех драматургов наградили, и председатель жюри сказал заключительное слово.
Драматургам подарили цветы - фирменные букеты конкурса, составленные из роз, хризантем в обрамлении зелёных широких листочков, дипломы конкурса, книгу о РАМТе «На Театральной площади слева» с уникальными фотографиями спектаклей, начиная с 20-х годов.
А так же режиссёрам читок и драматургам подарили новинку издательства АСТ - переиздание книги Виктора Розова «Удивление перед жизнью. Воспоминания». Это документальные новеллы, написанные Розовым в разное время.
На презентации этой книги 1 декабря в ЦДХ на нон-фикшн говорилось о том, что Розов был потрясающий рассказчик. Простота, глубина, психологизм - это относится не только к пьесам Розова, но и к его прозе. Часто и очерковой. Эта книга писалась Розовым начиная с 60-х годов. Книга будет очень полезна драматургам, потому что в ней есть анализ психологии творчества, рассуждения о творчестве именно драматурга. Когда на презентации говорилось о том, что, читая книгу как бы беседуешь с автором, как будто автор - твой лучший друг, я как-то не очень прониклась. Но читаю сейчас эту книгу и понимаю, что так и есть, что я веду беседу с очень интересным человеком. Такие важные для драматурга рассуждения, что писатель должен не наблюдать жизнь, а жить, что публицистика в драме - сиюминутна, часто выдуманный персонаж живее списанного с кого-то, что писателю всё на пользу, и горе и радость - любое страдание. Первая же глава так и называется «Автор пьесы». Так же Розов пишет, что не понимает такое понятие «творческая командировка», что творчество не зависит от командировки, а если «не пишется», то это явный признак зарождения новой идеи. Вот ссылка на начало главы:
http://territa.ru/load/1-1-0-6435 На презентации книги сын драматурга Сергей Викторович Розов рассказывал, что его отец после ранения долго лежал в военном госпитале в палате смертников, и даже слышал о себе мнения врачей: «Он завтра умрёт»…
Новое издание дополненное, в него включены фото из архива семьи Розова, а предисловие написал Алексей Бородин:
« (…) Виктор Сергеевич оставался олицетворением чего-то очень органичного и совершенно независимого. Он абсолютно никогда ни под кого не подлаживался(…). Он говорил всё, что думал на самом деле, всегда плыл против течения - и этим самым был тоже новым.
Для меня он был, пожалуй, нравственным ориентиром в творчестве(…)», -- пишет Алексей Бородин в предисловии.
Все фото с презентации книги на нон-фикшн здесь:
http://fotki.yandex.ru/users/igografo/album/150613/ Вместе с книгами директор конкурса Ольга Викторовна Бигильдинская подарила фирменный диск с текстами финалистов конкурса. Открыв файлы пьес на диске, я была приятно удивлена: моя пьеса откорректирована, заново свёрстана. То есть над пьесами работал корректор и верстальщик. Вообще хочется отметить, что почти все пьесы финалистов (кроме пьесы Ульяны Гицаревой и Марии Степановой) - это пьесы достаточно объёмные, пьесы на два действия. Надеюсь, что скоро они появятся на сайте РАМТа
На фото:
Вручение диплома и цветов драматургу Серафиме Орловой:
На фото, слева направо: Драматурги Борис Полищук, Ульяна Гицарева, Биймурза Мантаев.